ХАРЛАМОВ АЛЕКСЕЙ Искусство России / Alexei Harlamoff Russian painter

 Живопись в деталях содержание 

 ХАРЛАМОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ 
Россия (Российская Империя)
1840 - 1925 (умер Париж)
 Alexei Harlamoff Russian Empire. Russian painter


*Чтоб увеличить репродукцию – нажмите на нее
**Все репродукции подписаны. Для просмотра – наведите курсор. Для просмотра на планшете необходимо нажать на репродукцию. Название репродукции появится через  секунду.

Харламов Алексей / Alexei Harlamoff русский художник, мастер портрета, академик Императорской Академии художеств.
Алексей Харламов родился в многодетной семье крепостного крестьянина. У родителей он был седьмым ребёнком. Вскоре после его рождения хозяева решили продать его родителей другой помещице, оставив при этом детей себе. Маленькому Алёше повезло — из-за младенческого возраста он не мог быть отлучён от матери и потому был продан вместе с родителями. В 1850 году родители Алексея вместе с ним и ещё двумя младшими детьми получили свободу. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург.




В Санкт-Петербурге Алексей в 12 лет начинает брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В. Я. Афанасьева. Он очень старается в учёбе и в 1854 году поступает в Императорскую Академию художеств, где становится учеником профессора А. Т. Маркова, представителя позднего классицизма. Тогда же он уезжает заграницу

В 1874 году Харламов отправил на академическую выставку в Санкт-Петербург три свои работы — «Бедный музыкант», «Головка итальянки» и «Головка мордовки». За эти картины и за сделанную в Гааге копию с «Урока анатомии» Рембрандта он получил звание академика. Тогда же, в 1874 году, Харламов познакомился с жившим в Париже Иваном Сергеевичем Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: «Здесь появились два замечательных художника — Репин и Харламов, — писал он. — Второй особенно далеко пойдет». Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам Харламов за один год сделал стремительную карьеру.




Выставленные в Салоне 1875 года портреты Полины и Луи Виардо работы Харламова имели блестящую прессу, организованную Тургеневым. Именно по совету русского писателя Эмиль Золя, посылавший в петербургский «Вестник Европы» свои «Парижские письма», посвятил Харламову восторженный пассаж. В харламовских портретах Золя увидел «дебют крупного таланта». Другой рецензент отмечал «мощь, энергию, уверенность лепки, глубину и жар колеров».


В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, однако уже осенью следующего года он навсегда возвращается во Францию. Произошло это, по мнению известного журналиста того времени Н. Н. Брешко-Брешковского, потому, что в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». Другой причиной эмиграции Харламова было и то, что Алексей Алексеевич, как писал И. Е. Репин, «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда.