РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. ОДНА КАРТИНА / RUSSIAN ARTISTS. ONE PICTURE

Аврорин Василий Михайлович

Дьякон церкви Воскресения в Баратах, в Москве, живописец, ученик Алексея Гавриловича Венецианова. Сын дьячка села Петровского Можайского уезда, пенсионер митрополита Филарета в СПб. в 1820 годах. Родился в 1805 г., умер в Москве 20 июня 1855 г.  В Москве им между прочим писаны были виды: "Окружности церкви Воскресения в Баратах, от ворот, на монастырь ее"; "Воробьевых гор, с казармой, от сторожки"; "Запрудной слободы с домом Мамонова". 


Ужение рыбы. 1830 

Адольский Григорий. Адольский Иван

Братьев Григория и Ивана Адольских (Одольских) смело можно отнести к одним из зачинателей русской светской живописи (начало XVIII века). Обучались братья художественному делу (рисованию, живописи и гравированию) в Москве. В России самые первые рисовальные школы открывались в те времена при типографиях. Учителями были поначалу иностранцы — у них при типографии московской Оружейной палаты обучались и Григорий, и Иван. 
Жизненный и творческий пути Ивана и Григория Адольских весьма схожи. Иван тоже писал портреты Петра I, а также Екатерины I, Петра II, других особ, приближенных к императорскому двору, работал над украшением Летнего и Зимнего царских дворцов. Оба брата Адольских работали преподавателями в школе при Петербургской синодальной типографии.

1


2



1. Портрет Анны Петровны
2. Адольский Григорий. Портрет воеводы Ивана Евстафьевича Власова.

Аладжалов Константин

Художник-график, акварелист, эмигрант первой волны
Родился в 1900 в Ростове-на-Дону.
В  1917-1918 учился в Петроградском университете.  
С 1919 в Ростове-на-Дону рисовал портреты вождей революции, расписывал агитпоезд.
Во время встречи в 1920 с Есениным нарисовал его портрет. Этот портрет был впервые опубликован    в 1929 в книге   Desty M  Isadora  Dunkans End  London 1929.   
В 1921 году через Персию эмигрировал в Германию, затем  -  в США. Принял американское  гражданство. 

Александровский Степан Фёдорович

Родился в 1842 году, воспитывался в рижской гимназии, художественное образование получил в Петербургской Академии Художеств; удостоен звания классного художника I степени (1869), академика (в 1874 году, за портрет тогдашнего военного министра Д.А. Милютина ) и почетного вольного общника академии (1884). 
Был одним из основателей "Общества русских акварелиaстов". Из его работ отметим: альбом 30 портретов представителей среднеазиатских народов, бывших в Москве во время коронования императора Александра III (1884; приобретен Государем Императором); 45 портретов кавалеров знака военного ордена, присутствовавших на открытии в СПб. памятника славы, в 1886 году (тоже); портреты членов посольств бухарского эмира, являвшихся в СПб. в 1886 и в 1889 годах (тоже); альбом этюдов и рисунков, сделанных во время путешествия на Восток, и др.

Портрет поэта Федора Ивановича Тютчева. 1876 

Алексеев Николай Михайлович

Будущий академик петербургской Академии художеств познакомился с основами искусства живописи в глубоко провинциальном городке Арзамасе. Заметим, что уже с начала XIX века начальные школы живописи возникали по всей России. При этом в них обучались одаренные дети всех сословий (дети крепостных не были исключениями). Такую школу окончил и затем в течение шести лет руководил ею Николай Алексеев (Сыромянский). 

1


2


3


1. Автопортрет. 1830-е 
2. Похищение купеческой жены Груни Егором Башлыком, ставшим атаманом разбойников. 18334
3. Алеко. Автопортрет. 1859 3

Алексеев Александр Алексеевич


В студии

Аммон Владимир Фёдорович 1826 -1879

Родился в Москве. Ученик московского строгановского училища технического рисования и училища живописи, ваяния и зодчества, он получил 25-го сентября 1850 г. звание от Академии Художеств художника за программу "Вид академии наук и дворцовой набережной в Петербурге". Звание академика Аммон получил 16-го апреля 1859 г. за "Вид в окрестностях Москвы". Последние годы жизни (1871—75) принимал участие в передвижных выставках "Товарищества передвижных художественных выставок" сперва в качестве экспонента, а затем и члена товарищества.

1


2


3


2. На опушке леса. Полдень., (1871), холст, масло Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств.
3. «Набережная Невы около Академии Наук», (1850), холст, масло — частное собрание.

4


5



4. Вид усадьбы Царицыно, (1853), холст, масло Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева.
5. Вид Москвы с Воробьёвых гор, (1856), холст, масло Государственный Русский музей.
6. На опушке леса. Полдень., (1871), холст, масло Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств.

Аммосов Сергей Николаевич 1837-1886

Сергей Аммосов окончил Московское училище живописи и ваяния. Среди его учителей был А.К. Саврасов. Принимал активное участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок, много сделавшего для пропаганды искусства живописи в российском обществе. 

1


2


3


1. Барки на реке. 1868.
2. Лесная поляна. 1869 .
3. Мостик

 
4


5


6


4. Мостик, (ранее 1886), холст, масло Чувашский государственный художественный музей
5. Две девочки на поляне 1867 год, холст, масло — частное собрание
6. Рыбак у берега 1879 год, холст, масло — частное собрание

5


6



5. «Перед грозой» 1874 год, холст, масло
6. С.Н. Аммосов. Портрет работы Н. А. Ярошенко

Андреев Иван Петрович

Театральный художник. Биографические сведения о художнике немногочисленны.
С 1862 учился у М. А. Шишкова. Работал при Дирекции петербургских Императорских театров, где с 1863 стал помощником декоратора, а с 1868 с краткими перерывами вплоть до своей смерти — декоратором театра.

Портрет Ивана Лукина

Аникеев Михаил Корнилович



Нина Аникеева за чтением, 1958г..

Антонелли Дмитрий Иванович

(1791—1842)

Семилетним ребенком по высочайшему повелению будущий художник Дмитрий Иванович Антонелли был причислен к Академии художеств. Основным наставником воспитанника Академии стал известный живописец Г.И. Угрюмов


Портрет А.Н.Арапова. 1829.

Антонов Михаил Иванович

Родился в Санкт-Петербурге в мещанской семье.  Первоначальное образование получил в домашних условиях.  С 1838 до начала 1840-х обучался живописи у А.Г.Венецианова, летние месяцы проводил в его имении Сафоновка в Тверской губернии.  В 1840 представил на выставке Общества поощрения художников шесть живописных работ, созданных под руководством Венецианова.  Позднее в качестве вольноприходящего ученика посещал в ИАХ в Петербурге. 


Зимний сад Зимнего дворца в Петербурге. 1840.

Аргунов Яков Иванович

(1784 — после 1830)
Не столь известный, как его отец и братья, Яков Иванович Аргунов все же получил от Академии художеств звание «назначенного» в академики. 

1


2



1. Женский портрет. 1830.
2. Портрет Е.Н. Бантыш-Каменской. 1823.

Артемьев Прокопий Артемьевич

Гравер при Академии наук, выпущен подмастерьем в отставку; род. 1736 г., Гравировал виды для книг






1,2 Виды Петергофа
3 Вид Екатерининского дворца

Архангельский Дмитрий Иванович

В 1913 сдал экзамен при АХ в СПб. на звание учителя рисования. Член СХ (1933). С 1935 постоянно участвует в научных экспедициях АН СССР в Поволжье (Булгары). Иллюстрирует собственные литературные работы, в числе которых "Чувашские узоры" (1925).

1


2


3


1. Чебоксары. 1926 .
2. Георгины. .
3. Яблони в цвету. 1968 .

Архипов Абрам Ефимович

Родился в Егорово, Рязанской области.
В периоды с 1877 по 1883 и с 1886 по 1888 г. обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством В. Г. Перова, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова и В. Е. Маковского. Кроме того, с 1884 по 1886 г. учился в петербургской Академии художеств (мастерская Б. П. Виллевальде).

1


2


3


2. Лед пошел 1895г.
3. По реке Оке. 1889, холст, масло, 41х77 см.








Аскназий Исаак Львович 1856 - 1902

Исторический живописец. Учился в Императорской академии художеств в С.-Петербурге; за картины "Авраам изгоняет от себя Агарь" и "Блудница перед Христом", награжден золотыми медалями. 
Живя в Вене, начал, под руководством Макарта, картину "Палач с усеченною головою Иоанна Крестителя", оконченную им в Риме. 
 
1


2


3


1. Христос и блудница
2. Старик еврей
3. Родители Моисея. 1891 г. Русский Музей

4


5


6


4. Нищей церкви
5. Еврейская свадьба
6. Суета сует

Астудин Николай Львович

Русский и немецкий художник, пейзажист. Родился в Москве в семье дипломата, майора Императорской гвардии Николая І. Образование получил в Петербурге. Через Берлин в 1862 попал в Париж, где брал уроки у знаменитого акварелиста, профессора пейзажной живописи А. Кассань. Сильное влияние на художника произвело знакомство с К. Моне и К. Ротманом. Много путешествовал по Италии и Финляндии, выставлялся в различных галереях Европы. В 1876 – 1878 прошли персональные выставки в Берлине, в 1885 – в Цюрихе. До 1904 жил и работал в Касселе, в 1904 – 1905 –  в Бонне. Был широко известен своими пейзажами и городскими видами. Работал в техниках акварели, пастели, коллажа. Работы хранятся во многих музеях и галереях Западной Европы и в частных коллекциях по всему миру. 

Городская улочка, последняя четверть ХІХ в. холст, масло





























Бельский Алексей Иванович 1726- 1796

Русский художник из династии Бельских, известных русских живописцев XVIII века; академик Императорской Академии художеств.
Алексей Бельский рисовал преимущественно пейзажи, аллегории и картины на исторические сюжеты. Будучи зачисленным вместе с братьями Иваном и Ефимом в «Канцелярию от строений» в середине 1740-х учился у Джироламо Бона, И. Я. Вишнякова и других. 
Расписывал Андреевскую церковь в Киеве, дворцовые церкви императорских резиденций, создавал театральные декорации, плафоны и панно для императорских дворцов в Петергофе и Царском Селе.
1


2


3


1. Не будь никогда праздна. 1771
2. Не вреди никакому животному и не озлобляй его. 1771
3. Не делай зла и не досаждай никому. 1771

4


5


6


4. Не лги. 1771
5. Астрономия. Аллегория. 1756. 
6.  Архитектурный пейзаж

Вишняков Александр Иванович род.170 - ум.?

Русский художник-жанрист. Младший сын знаменитого портретиста Ивана Яковлевича Вишнякова, имевшего 6 сыновей, из которых 4 стали художниками. Учился у отца; также учился у Ивана Бельского.
В 1760 и 1761 годах (возрасте 9 и 10 лет) упоминался в исповедных росписях петербургской церкви Рождества Христова на Песках.

Крестьянская пирушка» конец 1760-х — начало 1770-х, Русский Музей.

Вишняков Иван Яковлевич 1699 - 1761

Русский художник-портретист, монументалист, декоратор, иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо.
Родился в 1699 году Москве в семье ремесленников. В пятнадцатилетнем возрасте Вишняков отправляется в Петербург. В 1727—1731 годах И. Я. Вишняков работал под руководством Луи Каравака, который аттестовал его как «искусного в писании фигур» художника. Вишняков также стал осваивать основы живописного мастерства, знакомится с традициями русского изобразительного искусства допетровской эпохи, с образцами европейской живописи в стиле барокко и рококо[1]. Затем с 1731 года он был в подмастерьях у Андрея Матвеева, пока в 1739 году не сменил его на посту руководителя живописной команды Канцелярии от строений. В 1740 году получил чин надворного советника. С 1752 года — коллежский асессор.

1


2


3


1. Портрет Сарры Элеоноры Фермор (ок. 1750)
2. Портрет Вильгельма Георга Фермор (конец 1750-х)
3. Портрет Ксении Ивановны Тишининой (1755)
 
4


5


6


4. Парадный портрет  Елизаветы Петровны 
5. Портрет Степаниды Яковлевой 
6. Портрет Ивана Николаевича Коцарева (1715 – 1759), правителя комнатной конторы великого князя Петра Федоровича

Иванов Андрей Иванович 1775 - 1848

Русский художник, представитель классицизма, отец знаменитого живописца Александра Иванова.  Сведения о его происхождении не сохранились, первые свои годы будущий великий художник провёл в Воспитательном доме в Москве. В 1782 опекунский совет в числе прочих двадцати восьми питомцев направил его в петербургскую Академию художеств.
Учителем Андрея Ивановича в историческом классе был Григорий Иванович Угрюмов, выдающийся мастер, один из основоположников русской исторической живописи. 

1


2


3


1. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Русский музей
2. Жена художника в образе весталки
3. Адам и Ева с детьми под деревом

4


5


6


4. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. Государственный Русский музей, С.-Петербург
5. Сретение Господне. 1800-е Для иконостаса Казанского собора. Государственный Русский музей, С.-Петербург
6. Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм. 1829  Третьяковская галерея

Иванов Михаил Матвеевич 1748 - 1823

Русский художник, академик живописи.
Сын солдата Семёновского полка. 3 августа 1762 года, вместе с братом Архипом был принят в Академию Художеств в Петербурге, В 1764 году учился в «лакирном классе», вероятно, росписям по лакам. Затем его переводят в класс «живописи птиц, зверей, цветов и плодов», был учеником И. Ф. Гроота. В 1769 году получил 2-ю серебряную медаль, 30 июля 1770 года — 2-ю золотую медаль за написанный по программе пейзаж «Оливковое дерево, на котором повешены кирасы, сумы и другие военные знаки с именем на оных ея величества, а под оными — несколько военных людей и пастухов с пастушками, играющих на их инструментах и веселящихся, украшенное солнечным сиянием, лесом, полями и ручьями», получает право на пенсионерскую поездку в Европу.
В Париже (1770—73) учился у Ж. Б. Лепренса, по указанию которого занялся копированием пейзажей с известных мастеров.
Михаил Матвеевич  был женат на вдове гравера Скородумова Марии Ивановне.

1


2


3


1.  Российская эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова, идущая Константинопольским проливом.
2. Вид крепости в Бендерах 1790 год.
3. Петр I на реке Прут

Вид на крепость Инкерман в Крыму

Лосенко Антон Павлович 1737 - 1773

Русский живописец. Представитель классицизма, основоположник русской исторической живописи.
Родился в 1737 году в семье русского купца Павла Яковлевича Лосева, по торговым делам часто бывавшего в Малороссии и Польше и позже поселившегося в Глухове. Когда ребёнку было четыре года, умерла мать, потом и отец, и семилетний мальчик был отдан в Санкт-Петербург в придворный хор.

После «спадения» голоса с 1753 учился живописи в течение пяти лет и пяти месяцев у крепостного художника графа Шереметева И. П. Аргунова. Был направлен во вновь образованную Императорскую Академию художеств в ученики к портретисту Пьетро Ротари и через полгода после поступления в Академию был направлен в качестве пенсионера Академии художеств для усовершенствования за границу. Считается (наряду с Баженовым) первым пенсионером Академии художеств.

1


2


3


1. Прощание Гектора с Андромахой
2. Тетис и Зевс
3. Князь Владимир и Рогнеда. Русский музей, СПБ

4


3


4


4. Чудо с хлебами и рыбами
5. Жертвоприношение Исаака
6. Десять заповедей

7


8


9


7. Портрет актера Федора Волкова
8.  Иван Шувалов
9. Павел Первый.
 
10


11



10. Товий и ангел
11. Смерть  Адониса 1764.

Матвеев Фёдор Михайлович 1758 -1826

Русский художник-пейзажист, мастер классицистического пейзажа, академик Императорской Академии художеств.
Сын солдата лейб-гвардии Измайловского полка. В шестилетнем возрасте, в 1764 году, был принят в первый набор Воспитательного училища при Императорской Академии художеств. С 1776 года обучался в классе ландшафтной живописи и в 1778 году, первым по этому классу, получил большую золотую медаль и через год отправился пенсионером в Рим.

В Италии Матвеев прожил сорок семь лет. Неоднократно планировал вернуться на родину: в 1789 и 1795 году обращался в Академию Художеств с просьбой помочь оплатить долги и прислать денег на дорогу домой. Через десять лет вновь писал о своём желании приехать в Россию; в 1806 году отправил в Академию художеств картину «Вид Неаполя от подножия Позилиппо», за которую получил звание академика.

Матвеев умер в Италии. Молодой Сильвестр Щедрин посещал мастерскую Матвеева в Риме и находил его одним из лучших современных пейзажистов, отмечал профессиональное мастерство и лёгкость исполнения, точность в передаче натуры (вплоть до формы листьев разных пород деревьев), теплоту колорита, освещение и неподражаемое умение писать дальние планы.
           
1


2


3


1. Вид Рима. Колизей. 1816
2. Водопад в Тиволи
3. Итальянский пейзаж

4


5


6


4. Римский Форум
5. Швейцарский пейзаж. 1818.
6. Водопад Иматра в Финляндии. 1819.

7


8


9


7. Пейзаж с фигурами с античных одеждах
8. Итальянский пейзаж
9.  Вид Рима

Григорий Семёнович Мусикийский - Grigory Musikiysky

(1670/1671 — после 1739) Русский художник-миниатюрист, портретист петровского времени, один из основоположников миниатюрного портрета в России. В настоящее время известно шестнадцать его подписных работ.
В 1709 году упоминался как художник Оружейной палаты. В 1711 году был переведён из Москвы в Санкт-Петербург — «финифтяных дел мастером» в Оружейную канцелярию. Состоял с 1720 года при Берг- и Мануфактур-коллегии. В 1730-х годах писал картины для Сенатского зала в здании Двенадцати коллегий.

Оставил портреты семьи Петра Великого, большинство из которых хранится в Эрмитаже.

Портрет семьи Петра I.

1


2


3


1. Портрет светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова Россия, 1709 - 1710 гг. медь, эмаль, роспись
2. Портрет цесаревны Анна Петровны Россия, 1721 г. медь, эмаль,
3. 

4


5


6


4. Портрет Екатерины I на фоне Екатерингофского дворца в Петербурге
5. Петр I
6.Портрет царевны Натальи Алексеевны. 1715 г. Золото, эмаль

Иван Никитич Никитин - Ivan  Nikitin

(около 1680, Москва — не ранее 1742) .Русский живописец, ведущий портретист Петровской эпохи, один из основоположников светской живописи в России XVIII века.
Иван Никитин родился в 1680-е годы в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.
Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской.

Портрет канцлера Г. И. Головкина

В 1711 году Иван Никитич Никитин переведён в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Санкт-Петербург, учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе.
В 1716—1720 годах на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом отправлен (в числе двадцати человек) учиться в Италии, в Венеции и Флоренции[2]. Обучался у таких мастеров, как Томмазо Реди. После возвращения стал придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого.

1


2


3


1. Портрет царевны Натальи Алексеевны Не позднее 1716. Русский музей
2. Петр I на смертном ложе Русский музей
3. Портрет напольного гетмана, 1720-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

4


5


6


4. Елизавета Петровна. Эрмитаж, СПБ
5. Портрет цесаревны Анны Петровны. Не позднее 1716. ГТГ
6. Портрет царевны Натальи Алексеевны

7


8



7. Портрет княжны Смарагды(?) Марии(?) Кантемир. 1710-е - 1720-е. Собрание музея "Новый Иерусалим" 
8. Родословное древо Русских царей. 1731

Башилов Яков Степанович (1839—1896)

Яков Степанович Башилов не оставил после себя восторженных отзывов и положительных воспоминаний. Сведений о его жизни и творчестве немного. Известно, что он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в котором проявил себя последовательным жанристом. Для получения квалификационного звания ему было необходимо представить свои работы на одну из ежегодных академических выставок. Очевидно, за свою работу «Игра в шахматы» (Из жизни Ивана Грозного) Я.С. Башилов получил в 1869 году звание классного художника третьей степени, что соответствовало низшему, XIV классу среди гражданских чинов. Несомненно и другое — уровень мастерства живописца был достаточно высоким.

В 1872 году за картину «В мастерской сапожника», побывавшей на академической выставке, Я.С. Башилову было присвоено звание художника первой степени. А это было уже признанием

1


2


3


1. Лошадь пала 
2.Кантонист. 1892 .
3.  В мастерской сапожника