ХУДОЖНИКИ ИТАЛИИ XIV века. БЫСТРЫЙ ВЗГЛЯД / 14th-century Italian painters. Glance

 Живопись в деталях содержание 

 ХУДОЖНИКИ ИТАЛИИ XIV ВЕКА. 
Быстрый взгляд 
 14th-century Italian painters

*Чтоб увеличить репродукцию – нажмите на нее

Альбереньо Якобелло Jacobello Alberegno

Об этом художнике почти не сохранилось упоминаний в исторических архивах. Существует только один документ, в котором упоминается его имя, — это завещание его супруги Дзанетты, составленное 14 июля 1397 года, из которого следует, что Якобелло уже нет в живых. 
Существует всего одно подписанное художником произведение — небольшой триптих «Распятие со св. Григорием и св. Иеронимом» (45×56 см; Галерея Академии, Венеция), в его нижней части есть надпись «JACOB/US ALBEREG/NO PI/SIT», но дата отсутствует. 

Полиптих Апокалипсис. Галерея Академии, Венеция 








 





Небесный Иерусалим. Эрмитаж
Распятие

Андреа Бонайути Andrea Bonaiuti

Итальянский художник.Андреа Бонайути принадлежит к крупным итальянским художникам середины XIV века, однако его имя на несколько столетий было предано забвению и возвращено из небытия лишь благодаря исследователям XIX века. Точных документов о датах его рождении и смерти не сохранилось. Вероятно, Андреа родился и вырос во Флоренции, о чём свидетельствует его прозвище «да Фиренце» (то есть флорентиец), которое иногда фигурирует в сохранившихся архивных записях. Ранний период его творческого развития не имеет документального освещения, исследователи считают, что художник формировался в кругу последователей Джотто — Мазо ди Банко и братьев ди Чоне 

Триумф церкви


1



2



3


1. Распятие
2. Распятие. Музеи Ватикана
3. Рождество с донаторами

Мадонна с младенцем и святыми. Вашингтон, Национальная галерея.

Мадонна с младенцем и десятью святыми. Национальная галерея, Лондон. 

Андреа Ванни Andrea di Vanni d’Andrea 1332 - 1414

Андреа Ванни был не столько художником, сколько политическим деятелем и дипломатом, поэтому его фигура интересна скорее с исторической точки зрения, нежели с точки зрения искусства. Вероятно он занялся политикой только после того, как в Сиене был свергнут демократический Совет Двенадцати. В 1368 году, в период политической нестабильности в Сиенской республике Андреа принял деятельное участие в восстании против установившейся власти нобилей. В результате они были изгнаны, а в Сиене восстановлено правление Совета Двенадцати, в который вскоре вошёл Андреа Ванни. 
1




3


1. Вознесение Христа. 1355-60гг. Эрмитаж, Санкт Петербург.
3.  Св. Екатерина Сиенская. Фреска. ок.1400 г. Сиена, ц. Сан Доменико.

4


5


6


4. Апостол Пётр. 1390-е годы. Бостон, Музей изящных искусств.
5. Апостол   Павел. 1390-е годы. Бостон, Музей изящных искусств.

Распятие со святыми. Isabella Stewart Gardner Museum

Барна да Сиена Barna da Siena

Ему посвящена отдельная глава в первом томе «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев» Джорджо Вазари. Вазари приписывает его кисти ряд произведений, в частности фресковые росписи в церкви Колледжата в Сан-Джиминьяно, и описывает его драматическую смерть в расцвете лет — Барна, якобы, упал с подмостьев во время росписи храма и скончался

1


2


3


1. Мистическое обручение св. Екатерины. ок. 1340 г. Бостон, Музей изящных искусств.
2. Христос, несущий крест. 1330—1350 гг. Нью-Йорк, коллекция Фрик
3. Portland Art Museum - Portland, Oregon, USA.

Барнаба да Модена Barnaba da Modena 1328 -1386

Барнаба да Модена как художник работал преимущественно на севере Италии, в Лигурии и Пьемонте, а также в Пизе. В 1361 году он выполняет заказы для генуэзского Дворца Дожей, в 1370 — для Торговой палаты Генуи.



2


3


2. Мадонна с младенцем (1370—1375), Париж, Лувр
3. Распятие
 







Бартоломео Булгарини Bartolomeo Bulgarini


Триптих из Фольяно. ок. 1335г. Сиена, Пинакотека.


Полиптих Бернсона. 1340-е. Вилла Татти, Флоренцция.
Алтарь Сестано. до 1350г. Сиена, Пинакотека

Братья Салимбени. Salimbeni

Братья Лоренцо (1374 — ок. 1418) и Якопо Салимбени (ок. 1370/80 — до 1427) — итальянские художники, работавшие в стиле «интернациональной готики».
Точных сведений о дате и месте рождения братьев Салимбени не существует. Вероятно, оба художника родились в городе Сан-Северино. Приблизительная дата рождения Лоренцо была вычислена благодаря надписи на триптихе «Мистическое обручение св. Екатерины» (1400 г. Сан-Северино, Пинакотека). Исследователи их творчества считают, что Лоренцо был на несколько лет старше Якопо; его имя обнаружено на четырёх произведениях: кроме триптиха из Пинакотеки Сан Северино.

Триптих «Мистическое обручение св. Екатерины». 1400 г. Сан Северино, Пинакотека

1


2


3


1. 1.Благовещенье Захарии. 2.Захария записывает сообщение ангела
2.  1. Рождение Иоанна. 2. Обрезание Иоанна
3. 1.Встреча Марии и Елизаветы. 2.Встреча Марии и Захарии

4


5


6


4. Мария и Иосиф покидают Захарию
5. Крещение Христа.
6. Проповедь Иоанна.

7


8


9


7.  Крещение Иоанном новообращённых.
8.  Иоанн проповедует перед Иродом.
9.  Распятие

Антонио Венециано. Antonio Veneziano

Итальянский художник, принадлежащий к школе Джотто. 
Выходец из Венеции. Ещё юношей поступил учеником в мастерскую Таддео Гадди, учившегося у самого Джотто. Наиболее значимые работы Антонио Венециано — картины для собора в Сиене (1370) и фрески с «Легендой о святом Раньеро» для Кампо-Санто в Пизе (1384-1386). Фрески Антонио Венециано, которыми был украшен венецианский Дворец дожей, не сохранились. 

1

строка 9, столбец 1
2

строка 9, столбец 2
3

строка 9, столбец 3
1. Богоматерь с младенцем. Темпера на дереве. Ок. 1380. Музей изобразительных искусств. Бостон
2. Saint Bartholomew -  Auckland Art Gallery
3. Апостол Иоанн Евангелист. Staatliche Museen, Berlin
 
4


5


6


4. Вознесение Девы Марии. Museo Nazionale di San Matteo,  Pisa
5. San Giacomo Maggiore, XIV Музеи Ватикана
6. Св. Мария Магдалина. Музеи Ватикана.

Витале да Болонья Vitale da Bologna

Витале да Болонья является ярким представителем болонской художественной школы XIV столетия. Он известен в первую очередь своим полиптихом в церкви св. Спасителя (San Salvatore) и фресками собора Санта-Мария деи Серви (Santa Maria dei Servi). Кроме Болоньи, художник также работал в Помпозе и в Удине. Одним из известнейших шедевров Витале да Болонья является его картина Св. Георгий, побеждающий дракона, хранящаяся ныне в Болонской национальной картинной галерее.

1


2


3


1.  Св. Георгий, побеждающий дракона. Нац. картинная галерея Болонья
2. Поклоняющаяся Мадонна. Museo Poldi Pezzoli, Milan
3. Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid

4


5


3


4. Коронование Девы Марии. Pinacoteca Domenico Inzaghi,
5. Коронование Девы Марии, Лувр, Париж 
4. Stories of St Anthony the Abbot







Stories of St Anthony the Abbot
 






Деодато Орланди Deodato Orlandi

Деодато Орланди как художник сформировался в Лукке, но много работал в Пизе. Общепризнанной считается точка зрения, что его обучение и формирование происходило в мастерской Берлингьери, которая очень активно работала в Тоскане во второй половине XIII века, создавая произведения в византийском стиле. В документах Орланди (Daticcius Orlandi) фигурирует как живописец и декоратор гербов, что свидетельствует о широком диапазоне его творческих способностей и интересов.

1


2


3


1. Мадонна с младенцем. Париж, Лувр.
2.  Мадонна с младенцем и ангелами. Альтенбург, музей Линденау.
3. Иоанн Креститель. Франкфурт, Штеделевский институт.

Джованни ди Никола да Пиза Giovanni di Nicola da Pisa

Дата рождения художника не известна. Его имя впервые упоминается в 1326 году, когда Липпо Мемми подписал контракт с руководством Сиенской коммуны на создание образа св. Ансания (вероятно, для какого-то общественного здания). Джованни в документе обозначен как «Giovanni suo disciepolo da Pisa», т.е. «Джованни, его ученик из Пизы». Впрочем, не все эксперты уверены, что речь в этом документе идёт именно о Джованни ди Никола да Пиза, тем не менее, стиль его живописи, совершенно явно опирающийся на сиенские модели Симоне Мартини и его родственника Липпо Мемми, говорит в пользу такого предположения 
Полиптих «Мадонна с младенцем и святыми». 1350. Музей Сан-Маттео, Пиза

1


2


3


1. Мадонна с младенцем. 1350-е. Музей Сан-Маттео, Пиза
2. Мадонна с младенцем. Музей Колледжа Уильямса, Уильямстаун
3. Неизв. святая. Панель полиптиха из Перуджи, 1350-60, Национальная галерея Умбрии

4


5


6


4. Иоанн Креститель. Панель полиптиха из Перуджи, 1350-60, Национальная галерея Умбрии
5. Мадонна с младенцем. Панель полиптиха из Перуджи, 1350-60, Национальная галерея Умбрии
6. Св. Антоний-аббат. Панель от неизвестного полиптиха. ок. 1350г, Национальная Галерея, Лондон

Джоттино Giottino

Биография живописца полна домыслов. Ранние авторы, писавшие об итальянском искусстве, такие как Джованни Виллани (XIV век) или Лоренцо Гиберти (1447), рассказывая о последователях Джотто упоминают Мазо ди Банко и Стефано, но нигде не говорят о Джоттино. Антонио Билли в своей «Книге» («Libro», составлена между 1481 и 1530 годами), уже пишет о нём и приводит самый ранний список работ, приписываемых Джоттино. Анонимный автор Кодекса Мальябекьяно (ок. 1540) первый называет Джоттино сыном «Маэстро Стефано» — художника, известного только из старых текстов. 
В действительности Джоттино — это прозвище художника известного из архивных документов как Джотто ди Маэстро Стефано, работавшего во второй половине XIV века

Пьета из Сан Ремиджо. Галерея Уффици, Флоренция

1


2


3


1. Мадонна с младенцем, ангелами и святыми. Фреска. ок. 1356. Галерея Академии, Флоренция.
2. Пьета. Институт Курто. Лондон.
3. Мадонна со святыми/Распятие. ок. 1348-9 гг. Раккольта делле Облате, Флоренция

Джусто де Менабуои Giusto de' Menabuoi

Итальянский художник эпохи раннего ренессанса; известен также под прозвищем Джусто из Падуи (итал. Giusto da Padova). Его творческий стиль сложился под влиянием работ Джотто и его последователей, в частности, Мазо ди Банко.

Коронование Девы Марии. Национальная галерея, Лондон. 

1


2


3


1. Брак в Кане Галилейской
2. Рождение Христа и пришествие волхвов
3. Благовещение

Frescos in the Baptistry (Padua) by Giusto de' Menabuoi 















Дзанино ди Пьетро Zanino di Pietro

Дзанино ди Пьетро был ведущим живописцем раннего венецианского кватроченто наряду с Якобелло дель Фьоре и Николо ди Пьетро, однако с именем этого художника связана довольно запутанная история исследований и предположений.
В середине XX века итальянский историк искусства Ф. Дзери обратил внимание на то, что в области Венето сохранился целый ряд произведений, выполненных в такой манере, и среди них «Мадонна с младенцем на троне» с подписью другого автора (Рим, Национальный музей Палаццо Венеция). В нижней части этой картины развёрнут картуш, на котором готическим шрифтом обозначена дата 20 сентября 1429 года и подпись «Иоханнес из Франции написал» .

Полиптих «Неверие Фомы со святыми». Городская пинакотека, Момбароччо.

В 1985 году итальянская исследовательница Серена Падовани опубликовала работу, в которой предположила, и привела достаточно убедительные доказательства, что это один и тот же мастер французского происхождения, работавший в Венеции и Болонье, но по-разному подписывавший свои произведения (ит. Дзанино — форма имени Джованнино (Giovannino), которое есть итальянская разновидность библейского имени Иоанн (Johannes), и по-французски звучит как Жан). Гипотеза Серены Падовани в целом была принята искусствоведческим сообществом, поэтому в музейных и выставочных каталогах под произведениями Дзанино ди Пьетро стали писать сразу три имени: «Дзанино ди Пьетро/Джованни де Франция/Джованни Шарлье».

Полиптих «Распятие со святыми», ок. 1410г, Авиньон, Музей Пти Пале

1


2


3


1. Мадонна с младенцем на троне. 1429г, Музей Палаццо Венеция, Рим
2. Мадонна Смирение. Частное собрание.
3. Поклонение младенцу Христу. Музей Коррер, Венеция.

4


5


6


4. Триптих из Риети, левая створка. ок. 1410, Риети, Городской музей
5. Триптих из Риети,центральная панель "Распятие". ок. 1410, Риети, Городской музей
6. Триптих из Риети, правая створка. ок. 1410, Риети, Городской музей

Лука ди Томме Luca di Tomme

Итальянский художник, сиенская школа. Фигурирует в документах Сиены с 1355 по 1389 год
Одни специалисты считают, что Лука ди Томме обучался искусству живописи у Никколо ди Сер Соццо, другие полагают, что этому делу он обучился в мастерской Лоренцетти. 

Полиптих Мадонна с младенцем и святой Анной. 

Полиптих Мадонна с младенцем и святыми

Троица и Распятие

1


2


3


2. Поклонение волхвов
3. Сцена из жизни св. Томаса.

Катарино ди Марко да Венециано Catarino di Marco da Venezia

Даты рождения и смерти художника неизвестны, сведения о нём крайне скудны. Имя Катарино впервые упоминается в документе от 1362 года. В 1367 году вместе с мастером Донато он получил 100 дукатов за работы в венецианской церкви Сант Аньезе; в документе речь идёт о большом расписном кресте, который нынче утрачен. В 1372 году Катарино написал «Коронование Марии» (на нём есть дата и подпись; произведение находится в галерее Кверини Стампалья, Венеция). В 1374 году создавал большой алтарь для венецианской церкви Сан Джорджо (утрачен). В 1375 году написал ещё одно «Коронование Марии» (Галерея Академии, Венеция). 

Триптих «Коронование Марии, св. Лючия и св. Николай Толентинский». Галерея Академии, Венеция.

1


2


3


1. Коронование Марии. 1375. Галерея Академии, Венеция.
2. Коронование Марии. 1360-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
3. Коронование Марии. Коллекция Лингенаубер, Монако.

Полиптих. Галерея Уолтерс, Балтимор.

4


5


6


4. Мадонна Смирение. Конец 1370-х, Кливленд, Музей искусства.
5. Мадонна с младенцем. Музей искусства, Аллентаун.
6. Донато и Катарино. Коронование Марии. 1372. Галерея Кверини Стампалья, Венеция.

Липпо Ванни Lippo Vanni, упоминается в 1341—1375гг

Липпо Ванни являлся братом Андреа Ванни, и так же, как его брат, был не только художником, но и политиком, занимавшим несколько должностей в сиенском правительстве и входившим в состав сиенского Совета Двенадцати. 
Мадонна с донаторами. Lowe Art Museum

1


2


3


1. Basilica of San Francesco (Siena)
2. Обручение Девы Марии.

Мазо ди Банко Maso di Banco

Известен по упоминаниям 1320-х — 1340-х годов
Джорджо Вазари в своём многотомном труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих» (1568 год) не оставил биографии Мазо ди Банко. Среди учеников Джотто Вазари упоминает некоего «Мазо прозванного Джоттино», художника, который был то ли сыном Стефано, то ли сыном самого Джотто; при этом Вазари ссылается на Гиберти и на Доменико дель Гирландайо, воспоминания которого до нас не дошли. Сохранились литературные труды Лоренцо Гиберти (1378—1455), который в своих «Комментариях» называя Мазо «человеком выдающихся талантов», сообщает, что художник создал цикл фресок в церкви Санта Кроче и был не только прославленным живописцем, но и скульптором, оставившим после себя много учеников.

Полиптих из ц. Санто Спирито, Флоренция.

1


2


3


1. Мадонна с младенцем. Гос. музеи, Берлин
2. Св. Антоний Падуанский. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
3. Мадонна с младенцем на троне со св. Матфеем и Георгием. ц. Сан Джорджо а Рубалла, Баньо а Риполи, Флоренция.

4


5


6


4. Мадонна со святыми и эпизодами из жизни Христа. Музей Бруклина, Нью-Йорк
5. Мадонна на троне со святыми, Распятием и Рождеством. Детройт, Институт искусств.
6. Мадонна с младенцем и святыми. Музей Бонна, Байонна.


«Чудо с драконом». Дракон, который был столь зловонен, что от его смрада гибли люди. Языческий жрец попросил Сильвестра расправиться с чудовищем. Папа, сопровождаемый двумя священниками и двумя магами, завязывает дракону его ядовитую пасть. Два мага почти мертвы от ужасающего смрада, но святой возвращает их к жизни (они изображены два раза — мертвыми и живыми). Событие происходит на фоне руин античной архитектуры — такой пустынный, лишённый людей ландшафт в XX веке будет использовать Джорджо де Кирико.

7


8


9


7. Св. Сильвестр завязывает пасть дракону.
8. Св. Сильвестр воскрешает магов.
9. Чудо с драконом, деталь.

10


11


12


10. Коронование Марии. Левая часть триптиха. Худ. музей, Будапешт.
11. Успение Марии. Правая часть триптиха. Шантийи, Музей Конде.
12. Мария, спускающая с небес пояс св. Фоме. Берлин, Гос. музеи.

Мастер Читта ди Кастелло Maestro di Citta di Castello

В 1908 году американский искусствовед Фредерик Мэйсон Перкинс опубликовал исследование, в котором сравнив три разных лика Мадонн (из полиптиха №33, Сиенская пинакотека; фрагментарного изображения Мадонны в церкви Санта Чечилия а Креволе, и большой картины «Маэста» из городской пинакотеки в Читта ди Кастелло), пришёл к выводу, что все три принадлежат руке одного и того же анонимного художника, которого он окрестил именем «Мастер Читта ди Кастелло». Из искусствоведческого анализа следовало, что этот живописец принадлежал к числу первых учеников прославленного сиенского мастера Дуччо ди Буонинсенья.

Мастер Читта ди Кастелло. Полиптих Монтеспеккио, 1307г, Пинакотека, Сиена.

В дальнейшем, в ходе исследований, проводившихся в XX веке, каталог анонимного мастера пополнился целым рядом работ (сегодня их насчитывают порядка 20и), однако все эти атрибуции в той или иной мере предположительны, в приписанных мастеру произведениях наряду с чертами сходства есть и существенные различия. Проблему этих различий учёные пытаются разрешить, связав их с влиянием тех или иных новаций, имевших место в сиенской живописи конца XIII - начала XIV века. Так, например, «змеевидные» мазки при изображении бороды святых на некоторых картинах связывают с влиянием Симоне Мартини (ок. 1284 -1344), а это отодвигает верхнюю границу творчества Мастера Читта ди Кастелло к 1330м годам.

Проблема хронологии творчества мастера вызывала неоднократные дискуссии. Существует только одно его произведение, имеющее достоверную хронологическую привязку – «Полиптих Монтеспеккио», который, судя по сохранившимся остаткам надписи, был выполнен в 1307 году. Все остальные работы не имеют точной датировки. 

1


2


3


1. "Маэста" из Городского музея Читта ди Кастелло, давшая имя автору. Исследователи полагают, что в этой работе мастер копировал аналогичную работу Дуччо, которую тот создал в 1302 году для капеллы Нове в сиенской ратуше (не сохранилась)
2.  Мастер Читта ди Кастелло. «Распятие» ок. 1320 г. Манчестер, галерея искусств
3. Распятие. Государственный музей христианского искусства, Катарийнеконвент, Утрехт

4


5


6


4. Мастер Читта ди Кастелло. Мадонна с младенцем. Институт искусств, Детройт.
5. Мадонна с младенцем. Деталь полиптиха. Глиптотека, Копенгаген.
6. Св. Пётр. Деталь полиптиха. Галерея искусства Йельского Университета, Нью Хэвен

Никколо ди Сер Соццо / Niccolò di ser Sozzo

Никколо ди Сер Соццо и Лука ди Томме."Мадонна с младенцем и четырьмя святыми" 1362 г. Сиена, Пинакотека.

Происхождение Никколо ди Сер Соццо до сих пор остается неясным. По одним документам он мог быть сыном сиенского нотариуса сер Соццо ди Франческо Тельяччи, по другим — сыном некоего художника-миниатюриста сер Соццо ди Стефано, работы которого неизвестны. Так или иначе, но в 1348 году его имя впервые появляется в сиенских документах в качестве должника сиенской коммуны, а в 1363 году его имя упоминается в сиенской «Книге художников» («Похоронен в Сан Доменико 15 июня 1363 года»).

Сегодня известны два произведения, на которых стоят подписи Никколо ди Сер Соццо, — это миниатюра «Вознесение Марии», украшающая реестр городских документов Сиены, и полиптих «Мадонна с младенцем и четырьмя святыми» (1362 г.) из Пинакотеки города Сиена, на котором кроме подписи Никколо стоит и подпись Лука ди Томме, что означает, что этот полиптих они создавали в кооперации. Никколо был старше Луки, и большинство исследователей считает, что в совместной работе ему принадлежала ведущая роль. Этот полиптих демонстрирует позднее творчество художника.














Маттео ди Пачино / Matteo di Pacino

Даты рождения и смерти художника не известны. Предполагают, что начальное обучение Маттео получил в мастерской Бернардо Дадди. Его имя впервые появляется во флорентийских архивных документах в 1359 году: в списке Гильдии врачей и аптекарей (Арте деи медичи э дельи специали) от 25 июня 1359 года есть запись о его включении в эту организацию.

Триптих «Явление Богородицы св. Бернарду» ок 1365, Галерея Академии, Флоренция

По всей вероятности, с начала 1360-х годов Маттео стал тесно сотрудничать с семейством братьев Чоне. В 1361 году он написал триптих «Коронование Марии со св. Мартином и Иоанном Крестителем», в живописи которого видна связь с искусством одного из братьев Чоне — Якопо (триптих ранее находился в знаменитом собрании Строганова, а ныне хранится в римской церкви св. Иоанна Иерусалимского; на триптихе есть подпись автора «MACTEUS PACINI» и дата: 20 марта1361 г.). Судя по всему, Маттео какое-то время был участником мастерской Якопо ди Чоне, которая в конце 1360-х годов работала над изготовлением большого полиптиха для флорентийской церкви Сан Пьер Маджоре

Триптих «Мадонна с младенцем и святыми», ок. 1380-90, Музей Метрополитен, Нью Йорк

1


2


3


1. Архангел Михаил со св. Варфоломеем и Юлианом. ок. 1360г. Галерея Академии, Флоренция
2. Святые Козьма и Дамиан. ок. 1370-75гг, Музей искусства Северной Каролины, Рэйли
3. Rinuccini Chapel (Basilica of Santa Croce) - Frescos by Matteo di Pacino








123