Минералы ТОПАЗ / Topaz / облагораживание

ТОПАЗ 
облагораживание
ТЕРМИНОЛОГИЯ 


Табакерка 'Лизетта' Россия, 1780-е гг. золото, серебро, алмазы, бриллианты, изумруды, эмаль
Галерея Драгоценностей
Государственный Эрмитаж

Цвет: бесцветный, водяно-прозрачный, золотистый, 
винно-желтый, голубой, 
розовый, светло-зеленый
Черта: белая
Твердость: 8
Спайность: совершенная
Излом: ступенчатый до раковистого
Сингония: ромбическая
Химическая формула: фторосодержащий силикат алюминия
Степень прозрачности: прозрачен
Люминесценция: у розового – слабая коричневатая, у желтого-слабая оранжево-желтая


Брелок яйцевидной формы Россия, конец XIX в. золото, алмазы (гранение роза), топаз
Русское искусство и культура
Государственный Эрмитаж

 ОБЛАГОРАЖИВАНИЕ ТОПАЗА

Газово-жидкие включения в кристаллах топаза обычно концентрируются в плоскости спайности и напоминают отпечатки пальцев.
По категории дефектности GIA топаз относится к I  категории дефектности. Это значит, что в камне нет дефектов видимых ни невооруженным глазом, ни под лупой. 

     Распространенным способом облагораживания топаза является отжиг при 450-500 градусов Цельсия в песке. Сейчас для этой цели вместо кварцевого песка применяют магнезит. Этот метод был открыт парижским ювелиром Дюмелем в 1750г.  Коричневые и  винно-желтые топазы становились после такой обработки розово-фиолетовыми, синими или бесцветными.  Топазы с окраской измененной нагревом получили название отожжённые или прокаленные топазы. Таким способом получают и розовый топаз.  После рентгеновского облучения  окраска обесцвеченных топазов восстанавливается с некоторым изменением оттенка.  С помощью гамма-облучения из бесцветного топаза получают желтый, коричневый, оливково-зеленый, голубой. Нейтронное облучение бесцветного топаза в ядерном реакторе вызывает интенсивно синюю окраску голубой лондон топаз. Еще одним методом является  ионная имплантация окрашивающая топаз в красно-оранжевый топаз, имитирующий дорогостоящий империал-топаз.



Россия, XIX в. резьба, шлифовка, полировка
 Государственный Эрмитаж

Топазы, облученные с помощью электронной пушки, приобретают голубой цвет схожий с лучшими по цвету природными находками. По коммерческой цветовой классификации такие камни называются "Aqua Blue". При нейтронном облучении в реакторе, топазы приобретают более глубокий сине-голубой цвет, иногда со слабым зеленоватым отливом. Этот цвет называется "Ice Blue". Схожие по цвету натуральные, облученные в природе, голубовато-зеленые камни называются "Саксонскими хризолитами".

     Всегда после облучения еще не ограненное сырье проходит стадию "охлаждения", т.е.
некоторое время (обычно от нескольких недель до нескольких месяцев) хранится в
специальном закрытом контейнере. За это время полностью происходит распад всех
образовавшихся при облучении радиоактивных изотопов, которые могут оказать вредное
воздействие на человека.

Обработка топаза производится с большой осторожностью, из-за совершенной спайности минерала. Огранка преимущественно ступенчатая или клиньями, а для бесцветных камней – оптимальная бриллиантовая.  Топазы с включениями обрабатываются кабошонами.



Инталия. Портрет А. Ахматовой Россия, Москва, 2004 топаз
Европейская глиптика
Государственный Эрмитаж


Методы облагораживания применяемые к топазу:
CVD-покрытие
 "Chemical Vapor Deposition" - высокотехнологичный процесс нанесения покрытия (пленки) на павильон камня с целью улучшения или изменения цвета. Но покрытие может разрушиться под действием сильных химических реагентов, спирта, при ультразвуковой чистке, переогранке и переполировке
Облучение

Изменение цвета камня посредством бомбардировки нейтронами или электронами или воздействия гамма- и ультрафиолетового излучения. Облучение может применяться к предварительно подвергнутым отжигу или закалке образцам. Но нужно быть осторожным, так как окраска может измениться или выцвести: для топаза-империала и желтых/оранжевых топазов - под действием высокой температуры и яркого света.



Ручка зонтика  Топаз, золото
Россия, 1910-е гг. 
Фирма Карла Фаберже
 Государственный Эрмитаж

Нанесение покрытия
Применение таких способов дополнительной обработки поверхности камня, как покрытие лаком, эмалью, краской, фольгой, напыление пленок с целью улучшить внешний вид, прочность, цвет или иные особенности камня.
Облучение и нагрев

Облучение и нагрев с последующей выдержкой при некоторой температуре и охлаждении до комнатной температуры применяется почти всегда для создание голубой окраски определенной интенсивности


Розовый топаз в кальцитовом прожилке. Образец: Тусон-шоу-2010. Источник: http://www.rusmineral.ru/info/news.php


Ожерелье с подвеской в виде бабочки
Создано: Восточное Средиземноморье. I в. до н.э.
Найдено: Надгробие 630. окрестности Севастополя, Херсонес
золото, аметист, изумруд, топаз, альмандин, жемчуг, стекло
 Государственный Эрмитаж



Топаз - вес 1300гр. Юньнань, Китай \ Yunnan Prov., China. Образец: Сент-Мари-о-Мин-2009. Фото: © http://www.rusmineral.ru/



Топаз,  дымчатый кварц.  Groot Spitzkoppe, Namibia. Фото: © О. Лопаткин \\ Подробнее: http://www.pegmatite.ru/ \\ НМК-133  
Список использованной литературы:
Источник фотографий ( именно здесь открыла  лично для себя красоту кристаллов):
Автор сайта Александр Евсеев http://geo.web.ru/druza/index.html
А.Ханников "Мир самоцветов и драгоценных камней"
Сингаевский В.Н. «Самые легендарные драгоценности мира всех времен и народов»
Патларх «Драгоценные камни. Ювелирное дело»
МГУ им. М.В.Ломоносова Геологический факультет Геммологический цент. Источник http://www.gem-center.ru/gem-treatment-part.htm
Ньюман Р.  «Как правильно выбрать ювелирные украшения»
Лагутенков А.А. «Драгоценные камни»
Шуман В. «Мир камня» тома 1,2
Буканов В.В. «Цветные камни» Энциклопедия
Стоун Д. «Все о драгоценных камнях»
Киевленко Е.Я. Сенкевич Н.Н. Гаврилов А.П. «Геология месторождений 

драгоценных камней»
Сайты о минералах
Фото с сайта http://mindraw.web.ru//
Источник   Автор сайта Александр Евсеев   http://geo.web.ru/druza/m-sapfir.htm