Минералы ОПАЛ / Opal Облагораживание

ОПАЛ  II  
облагораживание
ТЕРМИНОЛОГИЯ 


Фото 1.
Табакерка с амуром Франция, 1780-1781 гг.
Мастер: Потье, Клод-Пьер. Работал-1778-1806  Золто, эмаль, алмазы
Галерея Драгоценностей
Государственный Эрмитаж

 ОБЛАГОРАЖИВАНИЕ ОПАЛОВ  


Фото 2.
Благородный опал. Квинсленд, Австралия. Образец: Минер.коллекция ТУ Горная академия, Фрайберг, Германия. Фото: © Д. Тонкачеев.

Облагораживание – это специальные процессы обработки, за исключением полировки, чистки и огранки, приводящие к изменению внешнего вида (цвета, чистоты, оптических эффектов), долговечности или доступности камней. Количество камней, подвергающихся облагораживанию с целью улучшения внешнего вида (чистоты, цвета), прочности, качества, постоянно растет.


Опал легко подвергается воздействию щелочей, поэтому  для его чистки следует использовать только теплую воду  с добавкой эмульгаторов. Игра цветом в «потухшем» опале  иногда может быть восстановлена пропиткой в масле или выдержкой в воде, но предпочтительней в условиях вакуума.  Этим способом была спасена коллекция опалов Венгерского национального музея в Будапеште. После пропитки воском белый, пористый гидрофан становится просвечивающим, приобретает «игру цвета».


Фото 3.
Карне Франция, 1770-е гг. Карне - миниатюрная плоская коробочка, чаще всего прямоугольной формы, для хранения грифеля и пластинок из слоновой кости или перламутра для записи
золото, серебро, бриллианты, розы, изумруды, опалы, жемчуг, эмаль
Галерея Драгоценностей
Государственный Эрмитаж

I Пропитка (пропитка пористого камня бесцветным веществом для увеличения прочности и внешнего вида камня) делается для увеличения прочности и стабильности - для огненного опала, улучшение внешнего вида и прочности - для "кошачьего глаза".

II Стабилизация - этот процесс, подразумевает заполнение пор, полостей, трещин бесцветным полимером для уменьшения пористости, предохранения камням от раскалывания и потери окраски. Нередко, помимо заполнения, в этом процессе используют красители (прокрашивание), такие детали обязательно подлежат раскрытию при продаже подобных образцов. Как написано на сайте Геммологического центра МГУ, этот вид облагораживания применяется для эфиопских опалов, матричных опалов ( к ним относят болдер опалы).
Уход -  Для эфиопских опалов: избегать ультразвуковой и паровой чистки, воздействия сильных чистящих средств и парфюмерных средств, чистить простой мягкой тканью, держать вдали от любых жидкостей и масел (чтобы не допустить абсорбции и изменения внешнего вида или растрескивания опала). Не подвергать нагреву даже до незначительных температур. Для матричного опала: бережный уход, избегать нагрева и воздействия химических реагентов.


Фото 4 .
Опал. Opal Автор/ Copyright Chinallato Matteo
Фото размещено

III Промасливание/пропитка смолами (полимерами). Заполнение выходящих на поверхность трещин бесцветным маслом, воском, смолой или иным бесцветным веществом (кроме пластмассы и стекла) с целью улучшения чистоты камня. Применяется крайне редко. Для такие опалов как Болдер-опал, благородный опал черный, белый, серый.
Уход - не нагревать,  избегать ультразвуковой чистки и воздействия химических реагентов, а для болдер-опала - также и переполировки

IV Прокрашивание или окрашивание  это введение красящего вещества в камень для придания ему цвета, усиления уже существующего оттенка или улучшения равномерности распределения окраски.
Уход - Для огненного опала:избегать воздействия воды, высоких температур, растворителей, химических реагентов, предохранять поверхность от царапания и повреждений. Избегать температурных перепадов, химических реагентов, ультразвуковой чистки. 

V Обработка сахаром и кислотой (нагрев образца в сахарном растворе и последующее погружение образца в серную кислоту), применяется для Затемнение основного фона (для лучшего выявления опалесценции на этом фоне). Применяется относительно часто.
Уход за  камнями облагороженными таким способом Избегать переогранки и переполировки, нагрева, растворителей

VI Обработка дымом (нагрев образца в фольге и пропитка его дымом) применяется тоже для затемнения основного фона и для  лучшего выявления опалесценции.
Уход – для  палов облагороженных таким образом избегать ультразвуковой и паровой чистки, воздействия сильных чистящих средств и парфюмерных средств, чистить простой мягкой тканью, держать вдали от любых жидкостей и масел (чтобы не допустить абсорбции и изменения внешнего вида или растрескивания опала). Не подвергать нагреву даже до незначительных температур. Для матричного опала: избегать переогранки и переполировки, нагрева, растворителей. Источник: http://www.gem-center.ru/gem-treatment-part2.htm

VII Дуплеты и триплеты. Дуплет - это когда тонкий пласт опала приклеивается  к другому камню, например к опалу обыкновенному, халцедону или стеклу. Если у деплета имеется защитный верхний слой из белого кварца или текла то он называется триплет опала. Дуплеты и триплеты не любят долго оставаться в воде, поэтому не стоит с в украшениях сними мыть, скажем, посуду.
Фото 5.
Opal Автор/ Copyright Chinallato Matteo
Фото размещено

Самостоятельно оценить камень можно следующими способами:
GIА дает такое руководство:
Сначала разберитесь, какой тип опала: черный, белый, кристаллический, водный
или огненный, вы держите в руках Определить цвет камня легко, он может быть черный, белый, желтый или оранжевый. Гораздо труднее понять без тренировки, кристаллический он или нет.

Теперь на очереди опалисценция. Необходимо обратить внимание на доминирующий цвет
и на то, как он проявляется в камне под различными углами зрения.

Цвет (цвета) – может сильно влиять на стоимость камня. Как пишет Лагутенков А. в своей книге «Драгоценные камни», Недорогими считают опалы, которые проявляют единичные проблески одного только синего цвета.

К среднему ценовому диапазону относят камни с проявлениями зеленого, сине-зеленого, зеленовато-синего цвета и красного цветов — с условием, что это единственные цвета.
Наиболее дорогими считаются опалы с сочетанием зелено-оранжевого, оранжево-зеленого и оранжево-красного цветов.
Камень будет очень дорогим, если одновременно ярко проявляет все вышеперечисленные
цвета.
Самый дорогой вариант — сочетание всех возможных цветов с преобладанием красного и синего.
Огранка должна быть, как минимум симметричной.

ГАЛЕРЕЯ КРИСТАЛЛОВ

Может быть, интересно. Говорят, что Австралия - земля опалов. Что касается даты открытия первых месторождений благородных опалов, то она  неизвестна. Считается, что один немецкий геолог по имени Иоганн Менге открыл в 1849 году крупное месторождение опалов неподалеку от местечка Ангастон, расположенного в 65 километрах к северу от Аделаиды.

В конце мезозойской и начале кайнозойской эры на месте сегодняшней Австралии произошла резкая смена климата. Теплый морской климат уступил место гораздо более сухому, и образовалась большая пустыня. Позже, уже в миоцене (15-30 миллионов лет назад), начался процесс климатической эрозии, приведший к образованию опалов. Климатические факторы обусловили разложение некоторых кремнеземных минералов, в первую очередь полевых шпатов, и высвобождение большого количества свободного кремния. Все это в сочетании с небольшим количеством воды, оставшимся на глубине, способствовало образованию опалов, представленных гроздевидными или почковидными
агрегатами.

Фото 6.
Благородный опал. Австралия. Образец: Мюнхен-шоу-2008. Фото: М. Моисеев.

Фото  7.
Автор Лопаткин Олег
фото размещено



Фото 8.
Огненный опал quartz var. fire opal : Mun. de San Juan del Rio, Queretaro, Mexico
Автор фото: Parent Géry





Список использованной литературы:
  Источник фотографий ( именно здесь открыла  лично для себя красоту кристаллов):
Автор сайта Александр Евсеев http://geo.web.ru/druza/index.html 
Gemdat.org  - это онлайн-ресурс, посвященный предоставлению бесплатной геммологической информации для всех. 
GIA https://www.gia.edu/gem-encyclopedia
 А.Ханников "Мир самоцветов и драгоценных камней"
Сингаевский В.Н. «Самые легендарные драгоценности мира всех времен и народов»
Патларх «Драгоценные камни. Ювелирное дело»
МГУ им. М.В.Ломоносова Геологический факультет Геммологический цент. Источник http://www.gem-center.ru/gem-treatment-part.htm
Ньюман Р.  «Как правильно выбрать ювелирные украшения»
Лагутенков А.А. «Драгоценные камни»
Шуман В. «Мир камня» тома 1,2
Буканов В.В. «Цветные камни» Энциклопедия
Стоун Д. «Все о драгоценных камнях»
Киевленко Е.Я. Сенкевич Н.Н. Гаврилов А.П. «Геология месторождений

драгоценных камней»
Сайты о минералах
Фото с сайта http://mindraw.web.ru//
Источник   Автор сайта Александр Евсеев   http://geo.web.ru/druza/m-sapfir.htm