2. Русские иконы ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ Russian icons The Entry into Jerusalem

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ 
ИКОНОПИСЬ

Икона
Вход в Иерусалим
Из праздничного чина Вторая половина XV в.

Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир

Из праздничного чина Покровской деревянной церкви села Чернокулова Юрьев-Польского района Владимирской области.

Иконография. Изображается Спаситель, Который едет на осле. Сзади город, деревня, Елеонская гора. Спасителя с учениками встречает народ.

Сюжет иконы основан на евангельских текстах (Мф. 21 : 1–9; Мк. 11 : 1–10; Лк. 19 : 29–38; Ин. 12 : 12–18), согласно которым Христос в Неделю Ваий пришел в Иерусалим как Мессия нового Царства, чтобы через шесть дней принять страдания и смерть. Народ, собравшийся в Иерусалиме на праздник Пасхи и уже уверовавший в него после чуда воскрешения Лазаря, вышел навстречу Господу как Царю Израиля, восклицая: «Осанна! благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев». Торжественно входя в город, Спаситель восседал на осляти, подчеркивая тем предначертанные и исполненные в этот день ветхозаветные пророчества. Смиренное животное означало покорность и уничижение Христа, добровольно шествующего на страдания и смерть, согласно с образом, созданным в гимнографии праздника: «Се царь твой, Сионе, кроток и спасаяй грядет» (стих на малой вечерне).


Икона
Вход в Иерусалим
Школа или худ. центр: Новгород
Первая треть XV в. (около 1430 года)

Частное собрание при Фонде Святого и Всехвального апостола Андрея Первозванного (Москва), Россия

Композиция этой иконы восходит к раннему иконографическому типу, в котором Христос показан не обернувшимся назад к шествующим за ним апостолам, — в таком характерном для XIV–XV веков варианте Учитель с учениками составляли единую группу, духовно связанную между собой и противопоставленную иудеям, — но смотрящим на город Иерусалим и благословляющим вышедший навстречу народ.
Такая интерпретация сюжета не характерна для палеологовского времени и повторяет раннюю иконографическую традицию. Стремлением усилить движение в сторону Иерусалима объясняется редкая поза Христа, сидящего на осле так, что ноги его оказались невидимы. Но самой своеобразной чертой иконографии этого образа является книга в руках Христа, заменившая традиционный для византийской сцены свиток. Будучи уникальной для русской иконы, эта деталь нередко встречается в западных христианских памятниках (например, в миниатюрах Евангелия XI в. из Библиотеки Квериниана в Брешии).



Икона
Вход в Иерусалим
Двухсторонняя таблетка
Школа или худ. центр: Новгород Конец XV в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва


Икона
Вход в Иерусалим
Колокольников Мина Лукич
Школа или худ. центр: Санкт-Петербург 1755–1760 гг.
Дерево, масло.

Санкт-Петербургская епархия, Россия


Икона
Вход в Иерусалим
Из праздничного чина Ок. 1497 г.

Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов, Россия

Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря



Икона
Вход в Иерусалим
Школа: Москва Первая половина XVI в.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва


Икона
Вход в Иерусалим
Из праздничного чина
Ярославская школа

Ярославский художественный музей, Ярославль

Иерусалим — город-храм (не случайно жители Иерусалима изображены с покрытыми головами), Дом Бога (Иерусалимский храм, построенный Соломоном, имел золотой купол, который на солнце горел ярким огнем, поэтому Иерусалимский храм на иконе осенен красным куполом) — был избран местом спасения людей. Поэтому именно в «дом Отца Своего» направляется Иисус Христос, чтобы исполнить его волю, как было предсказано пророками: «...Иерусалим! Даровавший тебе имя утешит тебя... Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую тебе от Бога» (Вар. 4 : 30, 36); «Возвысь с силою голос твой, Иерусалим! не бойся, скажи городам Иудиным: Вот Бог ваш!.. Вот награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его...» (Ис. 40 : 9–10).
Иерусалим встречает Христа как Спасителя, предсказанного пророком: «...Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле...» (Зах. 9 : 9), но отвергнет Его и предаст мучительной казни: «...и они [жители Иерусалима] воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме» (Зах. 12 : 10–11). Этот скрытый конфликт нашел отражение в композиционном и цветовом построении иконы: друг другу противостоят две плотные группы людей — тесно сгрудившиеся апостолы на фоне изогнутой острой горы и теснящиеся в воротах горожане. Все взгляды обращены на Спасителя, чья ослица даже не касается копытами земли. (Е.Макарова Изображение воспроизводится по изданию: Иконы Ярославля 16–19 веков. Каталог выставки Ярославского художественного музея. М.: Северный паломник, 2002)


Икона
Вход Господень в Иерусалим (XIX в) 
Британский музей Лондон


Икона
Вход Господень в Иерусалим (ок. 1600) Массачусетс, Клинтон, Музей русских ик
он США

Икона
Вход Господень в Иерусалим (ок. 1650) Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США


Икона
Вход Господень в Иерусалим (XIX век)
 (Частное собрание).


Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, и не стоит к этому прикасаться «чужими  рукам». 
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.