8. Русские иконы ОГНЕННОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ПРОРОКА ИЛИИ / Russian icons The Prophet Elijah and the Fiery Chariot
Икона
Огненное
восхождение пророка Илии, с житием
Конец
XIV в.
Нижегородский
художественный музей
|
Из
собрания Г. М. Прянишникова в Городце на Волге, куда попала из старообрядческой
Ильинской церкви этого города. По данным Ю. А. Олсуфьева, икона находилась в
нижегородском Крестовоздвиженском монастыре, основанном в XIV веке. Сохранность
в отдельных клеймах довольно хорошая. Много утрат в нижней части доски.
Вертикальные трещины заправлены новым левкасом. Одна из самых ранних русских
житийных икон Ильи.
В клеймах изображены:
1.Рождество
Ильи и видение его отца Сиваха;(верхний левый угол и дплее с лева на право) 2. Илью отдают в обучение; 3. Обличение
язычников; 4. Илья в пустыне; 5. Беседа Ильи с Богом; 6. Жертвоприношение
языческих жрецов; 7. Жертвоприношение Ильи; 8. Илья призывает жрецов покаяться;
9. Явление ангела спящему Илье; 10. Воскрешение сына вдовицы; 11. Переход Ильи
и Елисея через Иордан. В 13, 14 и 15 клеймах, возможно, были представлены: Илья
обличает царя Ахава, Тело убитого Ахава перевозят в колеснице и Илья карает
воинов царя.
В
среднике дано необычное сочетание Богоматери Знамение с двумя ангелами и
Огненного восхождения Ильи. Небесная колесница запряжена четырьмя крылатыми
конями, стоящий в ней Илья передает свою милость Елисею. Икона написана
необычайно смело и энергично, не находя себе сколько-нибудь близких
стилистических аналогий в иконописи XIV века. Ее размашистая манера письма и
выразительные «сплошные» очерки фигур невольно заставляют вспомнить о фресках
Феофана Грека, который работал в 80-х годах в Нижнем Новгороде. Лица написаны
по темному санкирю решительной кистью, глаза обозначены яркими белыми точками.
Икона
Огненное
восхождение Илии с житием (XVII в) (частная коллекция)
|
Пророк
Илия — один из ветхозаветных пророков, живший во времена израильских царей
Ахава и Охозии (IX в. до н. э.); учитель пророка Елисея, которому передал свой
дар пророчества. Судя по прозвищу «Фесвитянин», был уроженцем города Фисва в
Галилее. Пользовался огромным почитанием в Древней Руси, поскольку, основываясь
на библейских текстах, народное сознание приписывало ему власть над природными
стихиями: по слову пророка Илии, обличавшего нечестивого царя Ахава, на земле наступила
трехлетняя засуха. В конце своей жизни пророк Илия был взят на небо во плоти,
вознесшись на огненной колеснице, и этот эпизод традиционно рассматривался как
прообраз будущего Воскресения Христова и Вознесения Богоматери, как
символическое выражение преемственности Ветхого и Нового Завета.
Икона
Огненное
восхождение пророка Илии (XIX в) Лондон, Британский музей
|
О
деяниях пророка Илии повествуется в ветхозаветных Третьей и Четвертой Книгах
Царств, а также в некоторых апокрифических текстах. Его иконография,
сложившаяся в Византии, основывалась на иллюстрировании разных эпизодов его
жизни. На Руси уже в домонгольское время она отличалась заметным многообразием.
Русские житийные образы пророка Илии известны очень рано — со второй половины
XIII века. В средниках таких образов он обычно изображался в момент своего
пребывания в пустыне во время засухи. Очень часто эта композиция дополнялась
сценой Огненного восхождения на небеса, а также некоторыми другими эпизодами
его Жития.
|
Икона
Огненное
восхождение пророка Илии, со сценами жития
Первая
половина XIX в.
Рыбинский
государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник,
Россия
|
Центром
композиции является крупная фигура пророка, удалившегося в пустыню на время
засухи, которую он за идолопоклонство наслал на царство Ахава (3 Цар. XVII,
1–7). Пророка питает ворон, несущий ему хлеб (прообраз просфоры). В рассказе
Библии о вороне, носившем пророку пищу, усматривали особый чудесный смысл: по
средневековым представлениям, вороны не кормят даже собственных птенцов,
которые выживают благодаря Божьей помощи. Слева вверху изображен Илия,
приносящий жертву Единому Богу, — в богослужебных текстах пророка Илию именуют
«истинным иереем», провозвестником новозаветного священства.
В левом
нижнем углу иконы представлен еще один эпизод из жития пророка — явление ему в
пустыне ангела с лепешкой и кувшином воды (3 Цар. XIX, 4–8). Напротив
изображено, как ударом плаща-милоти Илия разделяет надвое воды Иордана, чтобы
перейти через него со своим учеником Елисеем (4 Цар. II, 8). Огненное
восхождение Илии представлено в правом верхнем углу иконы — пророк возносится
на небо на огненной колеснице, оставляя свою милоть ученику как знак
пророческого служения.
|
Икона
Огненное
восхождение пророка Илии
Вторая
половина XVI в.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Происходит
из Горицкого монастыря на Шексне.
|
Икона
Огненное
восхождение пророка Илии (XIX в) Лондон, Британский музей
|
Икона
Огненное
восхождение пророка Илии (XVII в)
С-Петербург,
Эрмитаж
|
Икона
Огненное
восхождение пророка Илии (ок.1560) США, Массачутетс, Клинтон, Музей русских
икон
|
Икона
Огненное
восхождение пророка Илии (ок.1860) США, Массачусетс, Клинтон, Музей русских
икон
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.
%20(%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F).jpg)
%20(30.5%20%D1%85%2024.7%20%D1%81%D0%BC)%20(%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD,%20%D0%91%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9).jpg)
.jpg)
.jpg)
%20(53.8%20%D1%85%2045%20%D1%81%D0%BC)%20(%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD,%20%D0%91%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9).jpg)
%20(106%20%D1%85%2076%20%D1%81%D0%BC)%20(%D0%A1-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3,%20%D0%AD%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B6).jpg)
%20(%D0%A1%D0%A8%D0%90,%20%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%87%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%81,%20%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD,%20%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD).jpg)
%20(%D0%A1%D0%A8%D0%90,%20%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%87%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%81,%20%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD,%20%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD).jpg)