8. Русские иконы ОГНЕННОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ПРОРОКА ИЛИИ / Russian icons The Prophet Elijah and the Fiery Chariot

ОГНЕННОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ПРОРОКА ИЛИИ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ


Икона
Огненное восхождение пророка Илии, с житием
Конец XIV в.
Нижегородский художественный музей

Из собрания Г. М. Прянишникова в Городце на Волге, куда попала из старообрядческой Ильинской церкви этого города. По данным Ю. А. Олсуфьева, икона находилась в нижегородском Крестовоздвиженском монастыре, основанном в XIV веке. Сохранность в отдельных клеймах довольно хорошая. Много утрат в нижней части доски. Вертикальные трещины заправлены новым левкасом. Одна из самых ранних русских житийных икон Ильи.
 В клеймах изображены:
1.Рождество Ильи и видение его отца Сиваха;(верхний левый угол и дплее с лева на право) 2. Илью отдают в обучение; 3. Обличение язычников; 4. Илья в пустыне; 5. Беседа Ильи с Богом; 6. Жертвоприношение языческих жрецов; 7. Жертвоприношение Ильи; 8. Илья призывает жрецов покаяться; 9. Явление ангела спящему Илье; 10. Воскрешение сына вдовицы; 11. Переход Ильи и Елисея через Иордан. В 13, 14 и 15 клеймах, возможно, были представлены: Илья обличает царя Ахава, Тело убитого Ахава перевозят в колеснице и Илья карает воинов царя.

В среднике дано необычное сочетание Богоматери Знамение с двумя ангелами и Огненного восхождения Ильи. Небесная колесница запряжена четырьмя крылатыми конями, стоящий в ней Илья передает свою милость Елисею. Икона написана необычайно смело и энергично, не находя себе сколько-нибудь близких стилистических аналогий в иконописи XIV века. Ее размашистая манера письма и выразительные «сплошные» очерки фигур невольно заставляют вспомнить о фресках Феофана Грека, который работал в 80-х годах в Нижнем Новгороде. Лица написаны по темному санкирю решительной кистью, глаза обозначены яркими белыми точками.

Икона
Огненное восхождение Илии с житием (XVII в) (частная коллекция)

Пророк Илия — один из ветхозаветных пророков, живший во времена израильских царей Ахава и Охозии (IX в. до н. э.); учитель пророка Елисея, которому передал свой дар пророчества. Судя по прозвищу «Фесвитянин», был уроженцем города Фисва в Галилее. Пользовался огромным почитанием в Древней Руси, поскольку, основываясь на библейских текстах, народное сознание приписывало ему власть над природными стихиями: по слову пророка Илии, обличавшего нечестивого царя Ахава, на земле наступила трехлетняя засуха. В конце своей жизни пророк Илия был взят на небо во плоти, вознесшись на огненной колеснице, и этот эпизод традиционно рассматривался как прообраз будущего Воскресения Христова и Вознесения Богоматери, как символическое выражение преемственности Ветхого и Нового Завета.


Икона
Огненное восхождение пророка Илии (XIX в) Лондон, Британский музей

О деяниях пророка Илии повествуется в ветхозаветных Третьей и Четвертой Книгах Царств, а также в некоторых апокрифических текстах. Его иконография, сложившаяся в Византии, основывалась на иллюстрировании разных эпизодов его жизни. На Руси уже в домонгольское время она отличалась заметным многообразием. Русские житийные образы пророка Илии известны очень рано — со второй половины XIII века. В средниках таких образов он обычно изображался в момент своего пребывания в пустыне во время засухи. Очень часто эта композиция дополнялась сценой Огненного восхождения на небеса, а также некоторыми другими эпизодами его Жития.


Икона
Огненное восхождение пророка Илии, со сценами жития
Первая половина XIX в.

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия

Центром композиции является крупная фигура пророка, удалившегося в пустыню на время засухи, которую он за идолопоклонство наслал на царство Ахава (3 Цар. XVII, 1–7). Пророка питает ворон, несущий ему хлеб (прообраз просфоры). В рассказе Библии о вороне, носившем пророку пищу, усматривали особый чудесный смысл: по средневековым представлениям, вороны не кормят даже собственных птенцов, которые выживают благодаря Божьей помощи. Слева вверху изображен Илия, приносящий жертву Единому Богу, — в богослужебных текстах пророка Илию именуют «истинным иереем», провозвестником новозаветного священства.


В левом нижнем углу иконы представлен еще один эпизод из жития пророка — явление ему в пустыне ангела с лепешкой и кувшином воды (3 Цар. XIX, 4–8). Напротив изображено, как ударом плаща-милоти Илия разделяет надвое воды Иордана, чтобы перейти через него со своим учеником Елисеем (4 Цар. II, 8). Огненное восхождение Илии представлено в правом верхнем углу иконы — пророк возносится на небо на огненной колеснице, оставляя свою милоть ученику как знак пророческого служения.


Икона
Огненное восхождение пророка Илии
Вторая половина XVI в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Происходит из Горицкого монастыря на Шексне.



Икона
Огненное восхождение пророка Илии (XIX в) Лондон, Британский музей



Икона
Огненное восхождение пророка Илии (XVII в)
С-Петербург, Эрмитаж


Икона
Огненное восхождение пророка Илии (ок.1560) США, Массачутетс, Клинтон, Музей русских икон


Икона
Огненное восхождение пророка Илии (ок.1860) США, Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон

Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.



ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.