11. Русские иконы ИКОНЫ-ТАБЛЕТКИ ИЗ СОБОРА CВ. СОФИИ В НОВГОРОДЕ / The double-faced icons tablets from the St. Sophia Cathedral in Novgorod.
Текст
воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской
живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство
1983г.
© Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород, Россия
|
|
Изображение воспроизводится по изданию: Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Конец XV — начало XVI вв.
2. Оборот. Евстратий, Артемий, Полиевкт Двусторонняя икона-таблетка Конец XV — начало XVI вв.
Так называемые таблетки (то есть небольшие иконки, написанные на туго пролевкашенной паволоке) широко применялись, насколько известно, лишь на Руси. Недаром они привлекли такое внимание антиохийского патриарха Макария, чье путешествие в Россию в половине XVII века описал его сын архидиакон Павел Алеппский. Из нижеприводимого текста явствует, что эти таблетки были для них чем-то необычным и поэтому они ими живо заинтересовались при посещении московского Успенского собора: «Знай, что в этой великой церкви, а также в соборах Архангельском и Благовещенском и во многих больших церквах и монастырях находятся ковчеги наподобие книги, крытые бархатом или парчой, посеребренные и позолоченные.
|
|
4. Оборот. Симеон Столпник, Иоанн Богослов, апостол Филипп
Они заключают в себе двенадцать изящных икон на тоненьких дощечках, на каждой иконе с обеих сторон изображены святые одного месяца; или ковчег заключает в себе шесть образов, и тогда на каждой стороне образа бывает изображение святых одного месяца. Эти ковчеги именуются годовыми, ибо в них заключаются иконы всех святых, коих память совершается в течение дней года, со всеми господскими праздниками, семью (вселенскими) соборами и иными праздниками и святыми, греческими и русскими. В каждой церкви имеется не один такой ковчег, но три и четыре, разных видов и размеров. Они хранятся на полках аналоев, покрытых пеленой и стоящих перед дверьми алтарей. Экклесиарх вынимает икону каждого месяца и кладет лицевою стороною (на аналой), оставляя до конца месяца. После него вынимает другую. Перед ней всегда стоит свеча».
6. Оборот. Харитон Исповедник, Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский
Обычно принято считать, что подбор софийских святцев является полным и что в эту серию более не входили никакие иконы. Однако самое поверхностное ознакомление с тематикой этого цикла показывает, что в нем недостает существенных звеньев. Это прежде всего касается евангельского цикла, в котором не могли отсутствовать такие сюжеты, как Рождество Христово, как Преображение, как Вход в Иерусалим, как недостающие сцены Страстей, как Сошествие во ад. Непонятно также отсутствие Успения и полное отсутствие сцен из жизни Иоанна Предтечи. Это настораживало и давало повод думать, что софийские святцы включали в себя гораздо большее количество икон. Поиски в этом направлении привели к совершенно неожиданным результатам, намного превзошедшим все то, что можно было ожидать.
8. Оборот. Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник
Тематика новгородских таблеток охватывает не только двунадесятые праздники, но и ряд других церковных праздников. На обороте таблеток чаще всего даются изображения различных святых в рост, продолжающие традиции излюбленных новгородцами икон с избранными святыми.
Новгородские таблетки несомненно вышли из самой крупной иконописной мастерской города, каковой являлась мастерская при архиепископском дворе. Недаром они были сделаны для Софийского собора. Столь же несомненно, что в их выполнении принимало участие несколько мастеров, среди которых были и художники старшего поколения, крепко связанные с традициями XV века. Многофигурные сцены с их «мелкописью» явно тяготеют к искусству XVI века.
10. Оборот. Три отрока в пещи огненной
Сюжет оборота: Три отрока в пещи огненной, по имени Ана́ния, Аза́рия и Мисаи́л (VI век до н. э.) — персонажи Книги пророка Даниила (Дан. 1:7), иудейские юноши в Вавилонском пленении. Эти друзья пророка Даниила были брошены в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми.
Основной вопрос, который возникает при датировке таблеток, — разновременны они или одновременны? Можно ли мелкофигурные композиции относить к более позднему времени или они специально поручались мастерам, набившим себе руку на писании миниатюр и небольших иконок, и, следовательно, были исполнены одновременно с «классическими» композициями? Все вышеизложенные факты, равно как и наличие в таблетках различных стилистических направлений, указывают на то, что наиболее вероятным временем их изготовления является рубеж XV–XVI веков, падающий на годы архиепископства Геннадия (1484–1504)
12. Оборот. Косма, Дамиан, Иаков Перский
На таблетке изображены целители. О Козьме и Дамиане есть мнение, что они чтились в Новгороде как покровители кузнецов, но главный аспект их почитания — как целителей, врачей-безмездников. В их образах слились две «пары» святых врачей — из Рима и из Малой Азии (произошла такая же контаминация образов, как в почитании Анастасии, Параскевы, Симеона Столпника.
Стоящий рядом с ними Иаков Перский (т. е. из Персии) — в узорных одеждах и в шапочке, как у пророка Даниила, указывающей на его восточное происхождение, — популярная в Новгороде фигура. День его памяти, 27 ноября, совпадает с днем празднования в честь новгородской чудотворной иконы — «Богоматери Знамение». Предполагают, что Иаков Перский — патрон посадника Якуна, сыгравшего большую роль в обороне Новгорода от суздальцев в 1170 г
14. Оборот. Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный
На таблетке 14 это основатели монашества, разработавшие общие принципы иноческого жития: Евфимий Великий — подвижник конца IV — V в., основавший Лавру близ Иерусалима, Антоний Великий , Савва Освященный — ученик Евфимия, основавший семь монастырей, из которых особенно известен монастырь близ Иерусалима
16. Оборот. Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Игнатий Богоносец
На таблетке 16 — также знаменитые греческие святители, чтившиеся в Новгороде, — Кирилл и Афанасий Александрийские и Игнатий Богоносец . Эти персонажи напоминают о высоком значении епископского сана и власти — мысль, неустанно проповедовавшаяся Игнатием Богоносцем
18. Оборот. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов
20. Оборот. Сорок мучеников севастийских
22. Оборот. Феодор Студит, Феодосий Великий (?) и Ефрем Сирин
24. Оборот. Воскрешение Лазаря
26. Оборот. Петр Митрополит, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский
Композиция на таблетке 26 состоит исключительно из фигур русских святых. Изображениями Петра Митрополита и Леонтия Ростовского продолжается галерея святителей , а Феодосий Печерский примыкает к обширной группе преподобных.
28. Оборот. Бичевание Христа, Надругание над Христом, Шествие на Голгофу, Восхождение на крест
|
|
30. Оборот. Испрошение тела Христа у Понтия Пилата. Снятие со Креста. Положение во гроб. Явление ангела женам мироносицам
32. Афанасий Афонский, Варлаам, царевич Иоасаф
Тема монашеского учительства и наставления продолжается в таблетке 32. Рядом с Афанасием Афонским, строителем знаменитой Лавры на Афоне (умер в 1000 г.), представлены индийские преподобные, персонажи из широко распространенного средневекового романа — Варлаам и царевич Иоасаф. Мудрец Варлаам разъяснял Иоасафу смысл бытия, проповедовал удаление от мирской суеты; на свитке — текст поучения Варлаама: «Поведаю ти, чадо, бисер бесценный, еже есть Христос...»
34. Оборот Иисус беседует с книжниками (Преполовение)
36. Оборот. Феодор Стратилат и Феодор Тирон
38. Оборот. Богоматерь с младенцем
40. Оборот. Отшельники Макарий Египетский, Онуфрий Великий и Петр Афонский
42. Оборот. Собор апостолов
44. Оборот. Владимир, Борис, Глеб
46. Оборот. Илия Пророк, преподобный Пимен и Моисей Мурин
48. Оборот. Прокопий, Никита и Евстафий
50. Оборот О Тебе радуется
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.