Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ИВЕРСКАЯ ( Panagia Portaitissa ) Russian icons The image of the Virgin Iverskaya


БОГОМАТЕРЬ ИВЕРСКАЯ 
КАК ПИШУТ ИКОНЫ


Икона
Иверская икона Богоматери
Школа или худ. центр: Москва
Конец XIX — начало XX вв. Оклад — фабрика С. Г. и П. Г. Галкиных

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Иконография. Богоматерь изображается с Младенцем на левой руке, правая Ее рука на груди. Сам Христос правой рукой благословляет, левой сжимает свиток. Фигура Младенца развернута к Богородице, в Дева Мария склонила голову к Сыну.

«Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей хранительницей не только в настоящей жизни, но и будущей. И доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет», сказала  во сне Пресвятая Дева  афонскому старцу Гавриилу, которому позволила обрести Свой образ.

Икона
Богоматерь Одигитрия Иверская 1649 г.
Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов
Происходит из Успенского собора в Ростове.

Икона Иверской Богоматери — одна из святынь Афона. Этот греческий полуостров почитается верующими как земной удел Богоматери, которому она обещала свое особое покровительство. На Святой Афонской горе существует 20 больших монастырей и множество скитов и келий. Одной из крупнейших афонских обителей является Иверский монастырь, где и находится чудотворный образ Богоматери.


Согласно преданию, в IX веке, во времена иконоборчества, у одной благочестивой вдовы, жившей в Никее, хранилась икона Богоматери. По приказу императора Феофила икону должны были уничтожить. Ночью вдова с сыном отнесла икону к морю, чтобы пустить ее по воде и спасти от поругания. Сын вдовы впоследствии стал иноком Иверской обители и рассказал афонским пустынникам об иконе своей матери. Спустя почти сто лет, в 980 году, монахи Иверского монастыря увидели вечером огненный столп, возвышавшийся над иконой, плывшей по морским волнам. Это был образ, когда-то принадлежавший никейской вдове, так как на правой щеке Пресвятой Девы остался шрам от удара мечом воина-иконоборца. Принесенную в монастырь икону поставили, по воле Богоматери, над монастырскими воротами и стали называть ее Портаитиссой (Вратарницей). Празднование иконе совершается 27 апреля. (Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII–XX веков из собрания Ярославского Художественного музея : Каталог выставки. — М.: Северный Паломник, 2003.)


Икона
Божья Матерь Иверская (ок.1800)
Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США


С иконы делали списки «в меру и подобие». Многие из них прославились чудесами. Для паломников писали копии с Иверской небольшого размера.
В 1647 году в Москву приезжал собирать подаяние архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий. Патриарх Никон просил его прислать в Россию хороший список Иверской иконы Божьей Матери. Список был сделан и прислан царю Алексею Михайловичу. Само написание иконы описано Иверскими старцами в письме  Пахомия: во время работы иконописец принимал пищу только по время субботы и воскресенья, а монахи совершали по два раза в неделю литургии всенощные.


На Руси празднование Иверской иконе осуществляется 12 февраля-день ее обретения на Афоне и 13 октября день ее принесения в Москву. (соответственно по новому стилю 25 февраля и 26 октября).



Икона
Иверская икона Богоматери
Школа или худ. центр: Афон

Ярославский художественный музей, Ярославль




Икона
Иверская икона Богоматери
Мастерская В. П. Гурьянова, Товарищество «И. П. Хлебников, сыновья и Ко»
Школа или худ. центр: Москва
1905–1912 гг. (икона); 1908–1917 гг. (оклад)

Собрание А. В. Дадиани, Россия

Надпись на оборотной стороне иконы: «Поставщикъ Двора Его Императорскаго Величества // Ихъ Императорскихъ Высочествъ // В. П. ГУРЬЯНОВЪ».

Фабрика золотых, серебряных и ювелирных изделий Ивана Петровича Хлебникова (1819–1881) занимала ведущее место среди представителей московской ювелирной школы и была хорошо известна в европейских странах. И. П. Хлебников имел звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества», был поставщиком дворов королей Дании, Нидерландов и Сербии, а также князя Черногории. Его дело продолжили сыновья Михаил, Алексей, Николай и Владимир, создавшие товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий «И. П. Хлебников, сыновья и Ко». Они получили официальное право использовать отцовское клеймо с гербом.


До конца XIX века фабрика выпускала изделия во всех «исторических» стилях второй половины XIX столетия — русском, византийском и др. С начала XX века встречаются изделия в стиле модерн, например оклад иконы «Богоматерь Иверская», живописный образ которой создан в известной мастерской В. П. Гурьянова, также поставщика императорского двора. Обе фирмы — Хлебникова и Гурьянова — часто сотрудничали. (Собрание Александра Дадиани: Иконы, художественное серебро: Alexander Dadiani collection. — М., 2018. — Кат. № 41)


Икона
Божья Матерь Иверская

Санкт-Петербург  Частное собрание



Икона
Иверская икона Богоматери
Фунтусов Михаил 1770-е годы

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва


Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, 



ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.