16. Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ БЛАГОДАТНОЕ НЕБО Russian icons The image of the Virgin Blessed Sky
Икона
Божья
Матерь Благодатное небо
Школа: Прикамье 1741 г.
Дерево,
темпера.
Пермская
государственная художественная галерея, Пермь, Россия
|
По Преданию икона Пресвятой Богородицы, по преданию, привезённая в Москву в конце XIV века из Литвы супругой великого князя Василия I Софией Витовтовной в качестве родительского благословения. Ранее образ находился в Смоленске. Название восходит к тексту богородична 1-го часа (написан на иконе внутри края сияния): «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды».
По привезённому Софьей образцу иконописцами Оружейной палаты в 1678—1680 годах был сделан список иконы для Архангельского собора Московского Кремля (в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат). В 1682 году мастер Василий Познанский написал икону-аппликацию для храма Воздвижения Креста Господня Теремного дворца Кремля.
Икона
Божья Матерь Благодатное Небо (XIX в)
частная коллекция |
Иконография
воспроизводит видение Иоанном Богословом Жены, облечённой в солнце. Богоматерь
изображена в полный рост, с Богомладенцем на левой руке. Её фигура окружена
солнечной мандорлой, под ногами — серп луны. Головы Марии и Иисуса увенчаны
коронами.
Празднование
иконе совершается 6 (19) марта, а также в неделю Всех Святых.
Иконе
Божией Матери «Благодатное Небо» молятся об исцелении от душевных и физических
болезней. К ней обращаются, когда просят о наставлении на путь христианской
веры тех, кто ведёт неправедный образ жизни. Некоторые этот образ Богоматери
называют по словам молитвы «Что Тя наречем». Икона Матери Божией «Благодатное
Небо» пользуется особым почитанием в Москве, так как издревле находится в
Архангельском соборе Московского Кремля.
Икона
Богоматерь
Благодатное небо
Архангельский собор Московского Кремля
|
На
иконе «Благодатное Небо» из Архангельского собора (выше) Божия Матерь представлена в
полный рост, с Младенцем Христом на руках, сидящим справа. Руки Богоматери,
поддерживающие Младенца, скрещены; правая рука с жестом благословения положена
на левую руку, в которой Она держит белый плат. Младенец Христос изображен в
повороте влево; правой простертой рукой Он благословляет, левой прижимает к груди
закрытое Евангелие. Богоматерь и Младенец Христос окружены ярко-красной
овальной мандолой-сиянием, заполненной исходящими от фигур желто-охристыми с
белильными штрихами лучами, напоминающими языки пламени. Фон иконы облачный,
сине-зеленый, заполненный клубящимися облаками.
Икона
Богоматерь Благодатное небо с предстоящими Георгием Хозевитом и Андреем Критским
Школа: Москва Середина XVII в.
Дерево, левкас, темпера.
Государственный исторический музей, Москва
Из Никитского придела церкви Троицы в Никитниках в Москве.
|
Икона
Богоматерь
Благодатное небо (Что Тя наречем, Обрадованная) 1830–1840-егг
Свердловский
областной краеведческий музей, Екатеринбург
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв
А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин
М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России.
Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.