12. Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА Russian icons The image of the Virgin Burning Bush

БОГОМАТЕРЬ 
НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА 
КАК ПИШУТ ИКОНЫ

Икона
Богоматерь Неопалимая Купина
Иконописец мстёрской школы. XVIII в.
Дерево, яичная темпера
Поступила в 1959 г. Передана из Музейного фонда 
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В основу сюжета образа положено церковное песнопение, где Богоматерь сравнивается с неопалимой купиной, которую Моисей видел на горе Хорив. Неопалимая купина – это объятый пламенем, но не сгораемый куст. В иконографии они изображается в виде двух наложенных друг на друга четырехугольников (иногда треугольников), с вогнутыми сторонами, так что получается восьмиугольная звезда.   Зленый цвет одного символизирует куст, красный цвет другого-пламя.  На фоне звезды – поясная Богоматерь с Младенцем.  Иногда в руке Богородицы изображается гора нерукосечная, врата, жезл.

В четырех красны углах – символы евангелистов Марка-лев, Луки – телец (вол) Иоанна – орел, Матфея – ангел.

Иногда Богоматерь с Младенцем пишут  в «славе» состоящей из двух концентрических кругов, заполненных ангелами.

Икона
Божья  Матерь Неопалимая Купина (ок.1598) лицевая сторона Балтимор, музей Уолтерса

Икона Неопалимая купина считается одной из самых сложных по композиции и толкованию образов, заключенных в ней. На иконе Неопалимая купина Богородица изображена вместе с горящим кустом, который когда-то увидел Моисей, пасущий овец. Согласно Ветхому Завету, пророк пришел в горе Синай, где услышал Глас Божий, велевший ему не приближаться и снять обувь. Моисей стоял на месте, которое являлось святой землей. У подножия горы Синай и монастыря Святой Екатерины Неопалимая купина растет и сейчас. Именно у купины святая Екатерина скрывалась, опасаясь, что ее выдадут замуж в то время, когда она хранила себя для Небесного Жениха. Согласно некоторым преданиям в тот день, когда она крестилась, у нее на пальце появилось кольцо, которое она обнаружила на себе, проснувшись. Это был знак от Господа.

Икона
Божья  Матерь Неопалимая Купина (ок.1598) оборотная сторона, Введение Божьей Матери во Храм  Балтимор, музей Уолтерса

История иконы. В IV в. на иконе изображали горящий куст, а внутри него – образ Богородицы. Чаще всего этим образом была Богоматерь Одигитрию. Это – один из наиболее распространенных образов Девы Марии со младенцем Христом, который, как считается, был написан первоначально самим евангелистом Лукой. В этом образе Богоматерь и Христос не касаются друг друга ликами и Иисус изображен ближе к отроку, чем к младенческому возрасту. По мнению многих искусствоведов, на этой иконе Богородица и Христос ведут беседу.


Именно этот образ Неопалимой купины был известен на Руси, его привозили в наши края монахи-паломники. Самую первую икону “Неопалимая купина”, которая появилась на Руси привезли с собой в Москву в 1390 году иноки-паломники из Палестины. Считается, что этот образ был написан у подножия той скалы, где Моисей и увидел пылающий куст. В VI в. во времена правления Ивана Грозного у иконы Неопалимая купина появились новые детали. В те времена Русь прирастала новыми землями. В ее состав вошли Сибирь, Астрахань, Казань… Русь стала крупнейшей мировой державой и одним из центров православия. Именно в это время, в период правления митрополита Макария, образ перерабатывается. Туда, кроме сюжета о несгорающем кусте, добавляются несколько богословских текстов.

Икона
Божья  Матерь Неопалимая Купина (ок.1598)  Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США

Неопалимая купина становится акафистной иконой. Иконой, призванной прославить Деву Мария. Новая идея Неопалимой купины заключается в том, что Богоматерь собирает вокруг себя весь мир – небо и землю, стихию и силы природы.

С давних времен иконе приписываются многие чудесные свойства.
Неопалимой купине часто молятся об избавлении от огня.
Неопалимая купина помогает во время сильных гроз.
Во время пожаров с иконой Неопалимая купина часто совершаются крестные ходы.
Защищает икона и от необдуманных поступков.

Помогает справиться с физическими и душевными недугами.

Икона
Богоматерь Неопалимая Купина
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

В центре в круглой рельефной рамке с херувимами изображена Богоматерь с младенцем на левой руке. В лучах восьмиконечной звезды — херувим, ангелы и символы Евангелистов, в сегментах — ангелы и архангелы. В углах иконы изображены композиции: «Пророк Моисей перед Купиной», «Древо Иессеево», «Врата Иезекииля», «Лестница Иакова». В медном литье встречаются и отдельные небольшие иконы «Пророк Моисей перед Купиной».

Икона
Богоматерь Неопалимая Купина
Иконописец мстёрской школы. XVIII в.
Дерево, яичная темпера
Поступила в 1959 г. Передана из Музейного фонда 
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Икона
Богоматерь Неопалимая Купина С избранными святыми на полях
На полях:слева — Ангел-Хранитель, Симеон и Мина; справа — Георгий-воин, Иван-воин и Стефанида.
Поступила в 1986 г. из частной коллекции. Происходит из поселка Утка Пригородного района Свердловской области. Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала

Икона
Богоматерь Неопалимая Купина
Дерево, яичная темпера  Середина XVI в.
Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов, Россия


Икона
Богоматерь Неопалимая Купина
Дерево, яичная темпера  Середина XVII в.
Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва



Икона
Богоматерь Неопалимая Купина со святыми
Дерево, яичная темпера  Первая треть XIX в.
Дерево, темпера.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва


Икона
Богоматерь Неопалимая Купина со святыми
Сафонов Петр Автономович  Школа или худ. центр: Палех
Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия

В центре этой иконы (вверху) изображена Богоматерь с Младенцем, сидящим на ее правой руке. Левой рукой Богоматерь прижимает к груди символические предметы — свои ветхозаветные прообразы. Это лествица (Быт. XXVIII, 12–22) и киот (Пс. CXXXI, 8) с образом Христа Великого Архиерея внутри.

Изображение Богоматери помещено в центр восьмиконечной звезды, состоящей из двух ромбов. Лучи звезды соединяются двухлепестковыми сегментами. В лучах синего ромба и в сегментах помещены изображения ангелов, выполняющих различные виды служения Богу. Это властители стихий, духи премудрости, разума и благочестия. В лучах красного ромба изображены символы евангелистов. Публикуемая икона отличается нетрадиционным соотношением символов и имен евангелистов: ангел отождествляется с Иоанном, орел — с Матфеем, лев — с Марком, телец— с Лукой.

В углах средника размещены композиции с изображениями ветхозаветных прообразов Богоматери: «Видение Моисею неопалимой купины» (Исх. III, 1–8), «Лествица Иакова» (Быт. XXVIII, 12–22) и «Видение Иезекиилю затворенных врат» (Иез. XLIV, 1–3). В верхнем правом углу иконы изображено «Древо Иесеево» — композиция, связанная с пророчеством Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произойдет от корня его; и почиет на нем дух Господень, дух премудрости и разума...» (Ис. XI, 1–3). На верхнем поле представлен Господь Саваоф.


На боковых и нижнем полях изображены Иоанн Предтеча, мученица Клавдия, великомученик Никита, мученица Гликерия, преподобная Евдокия, архангел Михаил, святая Фекла. Судя по изображениям этих святых, вероятно, соименных членам семьи заказчика, икона была написана на заказ. По стилю икону можно отнести к палехским письмам. По наблюдениям исследователей, в столичных иконных мастерских, основанных выходцами из Палеха, писали не дешевые «расхожие», а более дорогие заказные образы.


Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, и не стоит к этому прикасаться «чужими  рукам». 




ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.