Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ Russian icons The image of the Virgin Gora Nerukosechnaya
Икона (описание Образа ниже)
Богоматерь
Гора Нерукосечная
(Богоматерь
Кадашевская)
Вургаров
Николай Соломонов (?)
Школа
или худ. центр: Оружейная палата Московского Кремля
Государственный
исторический музей, Москва, Россия
Из
церкви Воскресения Христова в Кадашах в Москве.
|
Образ выше. Богоматерь
сидит на престоле, на левой ее руке, как на троне, восседает Младенец. Правой
рукой Он благословляет, в левой держит свиток. Богоматерь прижимает к груди
аллегорические изображения лествицы, града Иерусалима, вмещающего образ Царя
архиерея, которые связаны с пророческими именованиями Пречистой Девы. Камень-гора
— третий символ на лоне Богоматери открыт лишь частично. На мафории, на лбу и
плечах, оглавные изображения в кругах с огненными лицами — символы
ангелов-ветров. Трон с очень высокой треугольной спинкой (двумя херувимами на
ней) и с балясинками-башенками, увенчанными крестами, весь увит виноградной
лозой. На подножии орнамент, включающий мотивы гвоздики и тюльпана. Трон
предстает как образ сияющего Божиего храма и одновременно «затворенного рая».
Изображение
града Иерусалима и указанные орнаментальные мотивы трона редко встречаются в подобной
иконографии. Данный иконографический вариант во многом уникален. Это относится
к месту изображения Камня-горы — символу Приснодевства, а также к золотому
мафорию Богоматери, покрытому белыми и красными лилиями, нарциссами и другими
цветами («яко царица рясны златы», белая лилия — символ девственной чистоты
Богородицы, красная — символ страданий Христа), к изображению звезд на чепце и
дождя на отворотах мафория Богоматери (символ «Горы тучной» или «Орошенного
руна»), изображению цветущего луга-рая на лоне Марии. Все поэтико-символические
образы прообразуют девство Богоматери, ее царственное положение. Обилие
орнаментики усиливает звучание рая как одного из прообразов Богородицы. Образ
Марии, Царицы Небесной, выделен лучами двойного золотого и серебряного сияния,
исходящего от ее нимба.
Икона
Богоматерь
Гора Нерукосечная, с припадающими святыми Никитой и Евпраксией Конец XVI в.
Сольвычегодский
историко-художественный музей, Сольвычегодск, Россия
Происходит
из сольвычегодского Благовещенского собора.
|
Икона
Богоматерь «Гора Нерукосечная»
Московская школа 1560-е годы
Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва
Из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря.
|
Богоматерь
представлена сидящей на небесном престоле среди райских трав. Она облачена в
зеленую тунику и алый мафорий редкое в русской иконописи изображение мафория),
по которым «струятся» зеленые и белые волны облаков. На ее коленях — младенец
Христос, одетый в белый, с мелким рисунком хитон и желтый гиматий, покрытый
золотым ассистом. В руке у него развернут свиток с текстом: «Аз есмь преже
Авраама» (Ин. 8 : 58). Правой рукой Богородица держит лестницу. На фоне ее
груди расположены изображения горы и радуги, на плечах и челе — три лика,
олицетворяющие ветры. Престол украшен проросшими побегами, призванными
напоминать об образе рая.
Сюжет
иконы в символах раскрывает пророчество, которое было дано пророком Даниилом
при толковании сна библейского царя Навуходоносора. Царь увидел во сне камень,
оторвавшийся без помощи рук от горы и разбивший истукана (Дан. 2 : 27). Отсюда
берут начало истоки символики и название иконы — «Богоматерь Гора
Нерукосечная». Оторвавшийся от горы камень — прообраз будущего «бессемянного»
рождения Спасителя.
«Лествица небесная» в руке Марии — мост,
связующий мир земной и небесный, символ соединения горнего и дольнего.
Изображение радуги — знак вознесенности Богоматери «превыше небес». Радуга
воспринимается и как один из символов Софии Премудрости, выражающий красоту
«мирового всеединства», центром которого является Христос.
Икона
Богоматерь
Гора Нерукосечная
Духовской
Иван Евфимьев (?) Середина XVII в.
Ярославский
историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль
|
Икона
Богоматерь
Гора Нерукосечная, с припадающими святыми Никитой и Евпраксией
Строгановская
школа
Березниковский
историко-краеведческий музей, Россия
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, и не стоит к этому прикасаться «чужими рукам».
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков
Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.