17. Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ Russian icons The image of the Virgin "The Healer of Sorrows"
Икона
Складень
трехстворчатый «Богоматерь Утоли моя печали, великомученица Варвара, святой
князь Владимир»
Музей
Фаберже, Санкт-Петербург
|
Икона
Богоматерь
«Утоли моя печали»
В
окладе и шитой ризе
1807
г. (живопись и оклад; риза — 1883 г. Екатеринбург, мастерская Новотихвинского
монастыря)
Частная
коллекция
|
Икона
Богоматерь
«Утоли моя печали» 1640г.
Из
трапезной церкви Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры, г. Сергиев
Посад.
|
Икона
Богородицы, почитаемая в Русской церкви чудотворной. Празднование иконе совершается
7 февраля по новому стилю (25 января по старому стилю).
Древняя
икона Божией Матери (Образ выше) находилась в местечке Шклове Могилевской губернии. Её
список с названием «Утоли моя печали» был привезен в Москву казаками в 1640
году при царе Михаиле Фёдоровиче и находилась в церкви Святителя Николая, что
на Пупышах в Садовниках в Замоскворечье. По каким-то причинам позже икона была
перенесена на колокольню и находилась в забвении. Прославление ее относится ко
второй половине XVIII века. В этой церкви хранились записи о многих чудесах,
происходивших от чудотворной иконы Богоматери, но пожаром 1771 года все
документальные свидетельства были уничтожены. Предание, однако, сохранило
память о многих чудесных событиях, наиболее известным из которых является
случай полного исцеления женщины знатного происхождения, которой было явление
Богородицы со словами:
Но
однажды во сне болящая увидела Божию Матерь, сказавшую ей: «Вели себя везти в
Москву. Там, на Пупышеве, в храме Святого Николая, есть Мой образ с надписью:
«Утоли моя печали», молись пред ним и получишь исцеление». При этом ей был
показан и сам образ.
После
молебна женщина приложилась к иконе и встала на ноги совершенно здоровой.
Икона
Божья Матерь Утоли моя печали (Москва Частное собрание)
|
Икона
Богоматерь
«Утоли моя печали», с четырьмя святыми на полях 1893г
Государственный
научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Россия
|
На
полях надпись: «Написася въ лето ЗЧА [1893] м[еся]ца апреля в KI [21] день».
Почитание
этого образа (Образ выше) восходит к 1640 г., когда икона была принесена в Москву. К
сожалению, первоисточник не дошел до наших дней. Повторения XVII в. также нам
пока не известны. Наиболее ранним образцом является икона из московской церкви,
датируемая 1773 г. Большая часть сохранившихся икон этого типа относится к XIX
в. «Охранительность», выраженная в названии иконы, находила живой отклик у
молящихся, что способствовало широкому распространению образа, особенно в XIX
в. Данная икона дополнена изображениями семейных покровителей заказчика:
Ангела-хранителя, святителя Стефана Сурожского, царицы Александры,
Никиты-воина.
Икона
Богоматерь
«Утоли моя печали»
В
шитом окладе
Вторая
четверть XIX в. (оклад — до 1871 г. Уткинский завод Красноуфимского уезда,
мастерская Филатовых)
Дерево,
ковчег, шпонки торцовые. Паволока, левкас, темпера, золочение. Ткань, шитье
по карте, стекло, жемчуг, кварц, аметист.
Частное
собрание
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас,
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.