10. Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ Russian icons The image of the Virgin Odigitria

БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ 
КАК ПИШУТ ИКОНЫ

Икона Дионисий
Божья Матерь  Одигитрия (1502-1503)
Русский музей Санкт-Петербург

Одигитрия  — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом; иконописный образ, по преданию, написанный евангелистом Лукой.

Тип образа Богоматери Одигитрии (путеводительница, наставница) зародился в Византии. На всех иконах этого типа Младенец изображен восседающим на левой руке Богоматери, правая рука которой обращена к нему в молитвенном жесте. Правой рукой Младенец благословляет, а в левой держит свиток. Существует множество вариантов иконографии Одигитрии, отличающихся друг от друга деталями.

Икона
Богоматерь Одигитрия
Школа или худ. центр: Москва Ок. 1397 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Название «Одигитрия» пришло из Константинополя. По преданию Богородица явилась там двум слепым и велела идти в Свой храм, где они нашли исцеление. После этого, определенный тип иконографии Богоматери и получил название «путеводительницы».
В Константинополе одним из самых известных и почитаемых храмов был храм Одиге, или храм Богоматери Одигитрии.

Величественная фигура Богородицы, изображенной чуть ниже пояса и слегка повернута влево к Сыну. Младенец в рост спокойно и величаво  восседает на руке матери. Правой рукой Он благословляет, а левой рукой опирается свиток, поставленный на колено.


Икона Дионисий
Божья Матерь  Одигитрия 
Музеи Московского Кремля


Икона
Богоматерь Одигитрия
Дионисий
Школа или худ. центр: Москва 1482 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Происходит из Вознесенского собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле, заложенного в 1407 году вдовой Дмитрия Донского Евдокией. Некоторое время находилась в Синодальной библиотеке. После 1917 года была передена в ГИМ, откуда поступила в ГТГ в 1930 году.

Особенность данной иконы — изображения поясных архангелов в верхних углах. Архангелы Михаил и Гавриил, склоняющиеся с покрытыми гиматием руками.

Икона
Богоматерь Одигитрия
Школа или худ. центр: Ярославль
Конец XIII — начало XIV вв. Дерево, темпера
Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Происходит из церкви Рождества Богоматери города Ярославля.

Икона «Богоматерь Одигитрия» из Ярославля — один из древнейших русских образцов этой иконографии. По стилю и по материальным особенностям доски ярославскую икону датируют рубежом XIII–XIV веков. 
Первоначальная живопись иконы сохранилась не полностью. На ликах уцелели лишь ее фрагменты, позволившие определить, что личное письмо было исполнено тончайшими плавями охры по оливково-серому санкирю. При реставрации здесь в основном была оставлена живопись XVI столетия. К рубежу XIII–XIV веков относятся одежды Младенца, часть одежд Богоматери и проглядывающий в некоторых местах подготовительный рисунок рефтью. Существующий золотой фон и надписи выполнены в XIX веке.


По мнению Э. К. Гусевой, ярославская «Одигитрия» принадлежит к особому варианту иконографии, и поэтому некоторые особенности памятника не имеют аналогий в русском искусстве древнейшего периода. К числу этих особенностей относится изображение мафория Богоматери, который показан расходящимся на груди и открывающим горловину хитона с каймой. Необычно трактованы одежды Младенца Христа, облаченного лишь в хитон с клавами на плечах, а также положение его левой ножки с разведенными большим и вторым пальцами. Не находят параллелей в русском искусстве XIII–XIV веков и крупные цветные камни, украшающие чепец и кайму мафория Богоматери. Подобный орнамент часто встречается в романских памятниках.


Икона
Богоматерь Одигитрия
Школа или худ. центр: Псков
Конец XIII — начало XIV вв.
Государственная Третьяковская галерея, Москва,
Происходит из церкви Николы от Кожи в Пскове (XIX в., на месте бывшего монастыря). Вывезена экспедицией ЦГРМ в 1926 г. В ГТГ поступила в 1934 г.

Древний Псков счастливо избежал татаро-монгольского ига и наряду с Новгородом (в число «пригородов» которого он входил) сохранил основы своей культуры. В то же время город подвергался частым набегам западных соседей и пожарам, поэтому так малочисленны дошедшие до нас памятники искусства XIII—XIV вв.
Псковская икона всегда поэтична. Ее жгучие краски живут, движутся и вспыхивают внутренним огнем.

В конце XV в. произошел знаменательный спор между новгородским архиепископом Геннадием (Псков находился в церковном подчинении Новгороду) и псковскими иконописцами. Этот эпизод столкновения двух мнений ярко характеризует художественную жизнь тех лет. Геннадий осуждал псковских живописцев, не желавших следовать за новгородскими, за «самомыслие». Он хотел видеть в работах псковских мастеров новгородские, а по существу московские, новшества. Придерживаясь промосковского направления, новгородский епископ защищал новое, столичное искусство. Псковичи с Переплавом во главе отвечали смело, ссылаясь на то, что в Пскове соблюдается греческая манера, художники следуют древним образцам. 

Икона
Богоматерь Одигитрия
Школа или худ. центр: Псков Начало XIV в.
Псковский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков, Россия
Происхождение иконы не установлено. Поступила в Псковский музей до 1925 г.

Лишь на протяжении последней четверти XIV века псковская иконопись достигает полной зрелости. Именно в это время и в первой половине XV века создаются лучшие псковские иконы, отмеченные столь неповторимо индивидуальной печатью, что их невозможно принять за произведения ни одной другой школы.

Икона
Богоматерь Одигитрия Двусторонняя выносная икона
Школа или худ. центр: Псков
Вторая половина XV в.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Происходит из церкви Успения Богородицы с Пароменья в Пскове.

XV век не дал псковской иконописной школе ничего принципиально нового. Патриархальность жизнеощущения была в Пскове столь велика, что и фрескисты, и мастера станковой живописи крепко держались за дедовское наследие. Крупные, монументальные иконостасы никогда не получили в Пскове применения, что отчасти объясняется небольшим размером псковских церквей. По-видимому, преобладали иконостасы с полуфигурными деисусными чинами и праздничным рядом (псковских икон XV века из пророческого ряда пока не обнаружено). В XV веке в псковской станковой живописи наблюдается постепенное успокоение, хотя характерная для нее внутренняя напряженность образов полностью не исчезает. Сохраняются пронзительность взглядов, резкость тяжелых теней, смелая асимметрия композиций, густая красочная гамма с излюбленными псковичами зелеными, вишневыми, оранжево-красными и желтыми тонами. Но уже тщетно было бы искать той страстности и непосредственности выражения, которые так подкупают в иконах последней четверти XIV века.

Псков позже Новгорода лишился самостоятельности. Он был присоединен к Москве только в 1510 году. И, вероятно, именно этим объясняется устойчивость в нем традиций, к которым псковичи всегда относились с особой бережностью.

Икона
Богоматерь Одигитрия, со святыми Киром и Василием Великим  Начало XV в.
Псков
Дерево, темпера.
Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия
Происходит из церкви Успения с Пароменья в Пскове.


Икона
Богоматерь Одигитрия
Дионисий и мастерская
Школа или худ. центр: Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Происходит из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Представленный вариант изображения Богоматери Одигитрии в XVII веке получил название Седмиезерной по чудотворной иконе, хранившейся в Седмиезерной пустыни близ Казани. Тем не менее до XVII столетия подобные изображения довольно часто встречаются в русской иконописи

Икона
Богоматерь Одигитрия
Двусторонняя икона 1360-е годы
Государственная Третьяковская галерея, Москва,
Оборот иконы — Спас Вседержитель
Происходит из Покровского собора Покровского монастыря в Суздале.


Икона
Богоматерь Одигитрия
Конец XIV в. Липа, паволока, левкас, темпера.
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия
Вклад княгини Анны Микулинской в Троице-Сергиев монастырь.


Икона
Богоматерь Одигитрия
Школа или худ. центр: Византия (?); Ростово-Суздальская школа Конец XIV в.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Икона
Богоматерь Одигитрия
Середина — вторая половина XV в.
Дерево (липа), темпера.
Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов Великий
Происходит из церкви Димитрия Солунского села Поникарово Ростовского уезда, откуда в 1824 году была перенесена в церковь Покрова села Гуменец Ростовского уезда.


Икона
Богоматерь Одигитрия
Первая четверть XVI в. Дерево, темпера.
Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир, Россия
Происходит из Покровского монастыря в Суздале.

Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.