9. Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ КАЗАНСКАЯ Russian icons The image of the Virgin of Kazan

БОГОМАТЕРЬ КАЗАНСКАЯ 
КАК ПИШУТ ИКОНЫ

Икона
Казанская икона Богоматери
Школа: Оружейная палата Московского Кремля
Конец 1670-х — начало 1680-х (оклад — Москва, 1717 г., с дополнениями XIX в.)
 (высота с венцом — 35.5)
Музеи Московского Кремля, Москва, Россия

Происходит из придела церкви Великомученицы Екатерины Вознесенского монастыря в Московском Кремле

Иконография. Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому варианту Одигитрии. Такие иконы восходят к первообразу, хранившемуся во Влахернском храме в Константинополе.
Богородица изображается фронтально, оплечно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос.
Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой.
Взгляды Матери Божией и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося.
В иконах типа «Одигитрия» Богородица указует рукой на Христа. Казанский образ — оплечный, поэтому указания рукой мы не видим.

Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.

Икона
Богоматерь Казанская (в окладе, с брелоками)
дерево,темпера; серебро, золото, бриллианты, розы, сапфиры, изумруды, рубины, жемчуг, эмаль
Передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел)
© Государственный Эрмитаж


Икона
 Божья Матерь Казанская (ок.1650),
Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США

Жил в Казани, после покорения ханства Иваном Грозным, некий стрелец Данил Онучин, и после огромного пожара случившегося в городе и уничтожившего половину Казани, его девятилетней дочери Матроне явилась сама Богородица и повелела ей передать городским и церковным властям, чтоб они взяли из земли Богородничный образ. Пресвятая Дева указала и место, где он лежит скрытый от всех. Девочка рассказала матери о ночных грезах, но та ей не поверила. В третий раз Дева Мария явилась Матроне в огненных лучах и сказала, что, если образ не возьмут из земли, он явится в другом месте, а девочка может погибнуть.

Икона
Божья Матерь Казанская   (ок.1650) Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США

Но градоначальники не поверили и в третий раз. Тогда мать с дочерью взяли лопаты и стали копать, на том месте, которое указала Богоматерь. Стал стекаться народ. Но иконы все не было, и появилась она только тогда, когда сама Матрона взяла заступ в руки.
Обретенная в подвале сгоревшего дома святыня лежала в земле, завернутая в рукав старого кафтана, но сияла несказанным светом.  Икону поставили в соборной Благовещенской церкви. Через некоторое время с иконы сделали точный список и вместе с описанием ее обретения отправили в Москву. Царь Иван (Грозный) повелел построить в Казани церковь во имя пресвятой Богородицы Одигитрии.  Икона была названа Казанской.
Полагают, что икона была зарыта еще до взятия Казани, когда город был большей частью мусульманский.

Икона
Казанская икона Богоматери
Школа или худ. центр: Палех XVII в.
Дерево, левкас, яичная темпера, золото.

Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия
Реставрация: 1991 — Бровкин В. Ю., Большаков Е. П. (Ленинград)

До 1612 года Казанская икона Богоматери была чтима только местно, но с начала 17 века начинается всенародное почитание святыни. Конец 16-нач.17 века период Смутного времени на Руси, в Кремле поляки. В этот трудный период во главе Русской церкви стоял патриарх Гермоген, бывший Казанский митрополит, свидетель явления казанской святыни.  Возможно, именно он был  инициатором того, что из Казани прислали список чудотворного образа в Москву. Позже непокорного патриарха поляки уморили голодом в заключении, но его пастырское служение в значительной степени подготовило ополчение , которое под предводительством Минина и Пожарского,  помолясь перед образом,  двинулось на штурм. После победы  святыню препроводили в Успенский собор Кремля. В память избавления Москвы от поляков 22 октября был установлен праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Икона
Богоматерь Казанская (в окладе)
Россия, вторая половина XVIII в. (икона), 1775 г. (оклад)
Фролов, Яков (оклад)
дерево, темпера; серебро, жемчуг, альмадины, стекло, чеканка, резьба, позолота
Поступил в 1961 г. Приобретен у частного лица
Галерея Драгоценностей
Государственный Эрмитаж С-Петербург

Вообще в России было как бы три главные чудотворные иконы Богоматери, носившие название Казанской. Одна – это явленная икона в Казани. Другая – икона царя Ивана Васильевича Грозного, перенесенная императором Петром I в Петербург. Третья – это икона в Московском Казанском соборе, дарованная князем Дмитрием Пожарским.
Сам первообраз утрачен: в 1904 году он был украден и уничтожен.
Образ Богоматери присланный Ивану Грозному находился в Москве до 1721 г., затем  попав в Петербург, на сегодняшний день находится в Казанском соборе по левую сторону царских врат.

Образ принадлежащий князю Пожарскому и пребывавший в Казанском соборе Москвы, ныне хранится в Богоявленском Патриаршем соборе.

Икона
Казанская икона Богоматери
Школа или худ. центр: Великий Устюг
Вторая четверть — середина XVII в.
Северные экспедиции 2018: Первая треть XVII в.
Дерево, темпера.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

Небольшой Казанский образ из собрания музея иконографически восходит к московской чудотворной иконе. Он был написан на севере художником из Великого Устюга. В сфере художественного влияния этого крупного торгового города находился небольшой Лальск, считавшийся в XVII столетии «пригородом» Устюга. Именно из Лальска происходит музейная икона.

Икона
Божья Матерь Казанская XVII в, реставрация XIX в
Британский музей, Лондон


Икона
Казанская икона Богоматери, с чудесами
Середина XVII в. Дерево, темпера.
Муромский историко-художественный музей, Муром, Россия
Происходит из Николо-Зарядской церкви в Муроме.
     
Клейма: начиная с верхнего левого угла иконы, читается слева на право.
 1.Отроковница Матрона рассказывает своей матери о явлении иконы Богоматери
2.Второе явление иконы Богоматери спящей отроковнице Матроне
3.Второй рассказ отроковницы Матроны своей матери о явлении иконы Богоматери
4.Матрона с матерью приходит к казанскому воеводе и передает порученное во сне повеление Богоматери
5.Матрона с матерью приходит к казанскому архиепискому и передает ему полученное во сне повеление Богоматери
6.Мать Матроны собирает людей и начинает копать землю на указанном Богоматерью месте
7.Матрона обретает икону Богоматери
8.Повеление архиепископа звонить в колокола. Выход крестного хода на место обретения иконы
9.Перенесение иконы в храм Николы Тульского
10.Пресвитер Гермоген служит молебен перед иконой в храме Николы Тульского
11.Первое чудо от иконы Богоматери в храме Николы Тульского. Прозрение Иосифа (?)
12.Перенесение иконы в соборный храм Благовещения
13.Второе чудо от иконы Богоматери в соборном храме Благовещения. Прозрение Никиты
14.Архиепископ служит литургию в соборной церкви. Отправление списка с чудотворной иконы в Москву
15.Сретение списка с чудотворного образа Богоматери царем Иваном Васильевичем в Москве
16.Четвертое (?) чудо от иконы Богоматери. Прозрение ребенка. Моление матери прозревшего ребенка
17.Чудо от иконы Богоматери (?). Моление трех мужей пред чудотворной иконой
18.Седьмое (?) чудо от иконы Богоматери. Исцеление болящего ногами Исаака по молитве его матери
19.Восьмое чудо от иконы Богоматери. Исцеление Елены, болящей очами, на пути в Казань
20.Построение и освящение храма Богоматери Одигитрии на месте обретения иконы. Поставление в храме чудотворного образа


Икона
Казанская икона Богоматери
Тимофей (Ростовец) 1649 г.
Дерево, темпера. 
Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов Великий, Россия
Происходит из церкви Никиты Великомученика села Поречье Ростовского уезда.



Икона
Казанская икона Богоматери
Середина XVII в. Оклад и венец — XVII в., цата — 1748 год, шитая риза — XIX в.
Дерево, темпера; оклад — серебро, чеканка, резьба, золочение; бирюза, стекла, тафта, жемчуг, перламутр, пряденое серебро, фольга.
Муромский историко-художественный музей, Муром,
Происходит из Троицкого монастыря в Муроме.


Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.



ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт: http://pravicon.com/icon-154
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.