Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ТИХВИНСКАЯ Russian icons The image of The Virgin of Tikhvin

БОГОМАТЕРЬ ТИХВИНСКАЯ 
КАК ПИШУТ ИКОНЫ

Икона
Тихвинская икона Божией Матери в окладе
известна с 1383 года
иконографический тип: Одигитрия

Местонахождение    Тихвинский Успенский монастырь

Тип Богоматери Тихвинской является русским вариантом Одигитрии. Древнейшая икона данного иконографического перевода относится к 1383 г. С ней связано легендарное сказание, повествующее о том, что в 1383 г., в пределах г. Тихвина, Новгородской области чудесным образом явилась икона из Константинополя и что это была якобы та самая икона, которую писал собственноручно евангелист Лука.

Иконография.  Изображение Богоматери поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично Смоленской иконе Божией Матери, главное отличие в наклоне головы.

Икона
Богоматерь Тихвинская При снятом окладе
XII–XIII вв.

Успенский собор Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, Тихвин

Согласно «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки.
Как свидетельствует предание, её появление в малообжитых и ещё не христианизированных землях проявляло её чудотворную силу. На месте её последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой.

В 1507—1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор, ставший своеобразным реликварием для этой иконы, покровительствовавшей Московскому великокняжескому дому, что и предопределило столь пристальное его внимание к далёкому новгородскому посаду на протяжении всей его истории. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской.

Икона
Богоматерь Тихвинская
С избранными святыми на полях

Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

В 1910 году по инициативе Комитета попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Григорием Чириковым[1]. Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времён царя Михаила Фёдоровича страх перед прикосновением к письму иконы (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикасался к её образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.
После закрытия Успенского монастыря в 1920-х годах икона была экспонатом местного краеведческого музея.

До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 года в Ригу, Либаву, Яблонец-над-Нисоу, американскую зону оккупации Германии.

Икона
Богоматерь Тихвинская
Школа или худ. центр: Палех Начало XX в.
Дерево, левкас, яичная темпера, золото, чеканка по левкасу.

Государственный музей палехского искусства, Палех

В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезён в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приёмный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.
В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь.

Икона
Богоматерь Тихвинская, со Сказанием в 26 клеймах
Сергиев Родион (Сергеев; Иродион) 1678 г.

Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород


Клейма:
1.                  Явление иконы рыбакам на озере Нево
2.                  Явление иконы на Ояти-реке на Смолковой горе. Устроение часовни во имя Успения Богородицы
3.                  Явление иконы в Имоченицах. Устроение церкви во имя Рождества Богородицы
4.                  Явление иконы на реке Паше на Кукове горе. Устроение часовни
5.                  Явление иконы на горе над рекою Пашей
6.                  Явление иконы на Тихвине-реке
7.                  Основание первой деревянной церкви Успения Богородицы на Тихвине-реке
8.                  Закладка первых трех венцов храма
9.                  Чудесное перенесение сруба храма на другой берег Тихвины-реки
10.              Вручение архиепископом Новгородским Алексеем антиминса на освящение церкви
11.              Священники отправляют пономаря Юрыша призвать жителей окрестных сел на освящение новой церкви
12.              Явление Богоматери и святителя Николая Мирликийского пономарю Юрышу
13.              Юрыш рассказывает священникам о чудесном явлении
14.              Установление на храме железного креста и падение разбойника с церковной кровли
15.              Возведение часовни святителя Николая и поставление креста на месте чудесного видения пономаря Юрыша
16.              Чудо спасения иконы Богоматери во время пожара церкви Успения
17.              Чудо спасения креста во время пожара часовни святителя Николая Чудотворца
18.              Чудесное обретение иконы Богоматери на пепелище после пожара второй церкви Успения
19.              Чудесное обретение креста на пепелище после пожара второй часовни святителя Николая Чудотворца
20.              Чудесное спасение работников после обрушения сводов паперти
21.              Поставление церкви святителя Николая Мирликийского и основание Николо-Беседного монастыря
22.              Чудесные исцеления расслабленных и больных у иконы Богоматери
23.              Моление народа перед чудотворным образом Богоматери Тихвинской
24.              Моление перед иконой Богоматери великих князей Василия Ивановича и Ивана Васильевича, архиепископа Новгородского Макария
25.              Предстояние святителей и преподобных иконе Пресвятой Богородицы
26.              Чудесные исцеления больных у чудотворного образа Пресвятой Богородицы



Икона
Богоматерь Тихвинская с чудесами
1560-е годы
 The Virgin of Tikhvin with Border Scenes
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

КЛЕЙМА
клеймо 1


клеймо 2


клеймо 3


1 .Явление иконы на реке Ояти над горой Смолковой и создание Успенской часовни
2. Явление иконы в веси Имоченцах и построение часовни (?)
3. Явление иконы на Куковой горе в урочище Кожела, где была сооружена Покровская часовня (?)
клеймо 4


клеймо 5


клеймо 6


4. Явление иконы на реке Тихвине и начало строительства деревянной Успенской церкви в 1389 году
5. Явление иконы на другом берегу реки Тихвины и чудесное перенесение туда церковного сруба
6. Отослание пономара Юрыша для проповеди в окрестностях Тихвинского погоста
 
Клема
1.                  
4.                  
7.                  Успение Богоматери
8.                  Явление Богоматери и Николы пономарю Юрышу
9.                  Чудо о железном кресте
10.              Обретение иконы невредимой после пожара Успенской церкви в 1393 году
11.              Установление деревянного креста и устроение Никольской часовни
12.              Обретение иконы невредимой после пожара 1395 года
13.              Чудесное обретение креста невредимым после пожара Никольской часовни
14.              Чудесное спасение строителей при обрушении паперти Успенского собора
15.              Моление великокняжеского двора перед чудотворным образом

16.              Больные и калеки, стремящиеся к чудотворной иконе за исцелением


Икона
Богоматерь Тихвинская
Складень трехстворчатый 'Богоматерь Тихвинская и праздники'
Россия, Вторая половина XVI в.

Государственный Эрмитаж

Трехстворчатый складень "Богоматерь Тихвинская" (центральная часть) и "Праздники" ("Рождество Богородицы", "Успение Богородицы" - левая створка; "Благовещение", "Покров Богородицы" - правая створка), украшенный серебряным с тисненым рельефом окладом, был предположительно исполнен московским мастером во второй половине ХVI в. "

Икона
Богоматерь Тихвинская с чудесами в 20-ти клеймах
XIX в.
The Virgin of Tikhvin with Border Scenes

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,
The Russian Museum, Saint Petersburg, Russia

Икона
Богоматерь Тихвинская
Школа или худ. центр: Русский Север
Конец XVI в

Государственный исторический музей, Москва, Россия



Икона
Икона Божья Матерь Тихвинская (1850-1900)
Британский музей Лондон



Икона
Икона Божья Матерь Тихвинская ок.1610
Массачутетс, Клинтон, Музей русских икон США



Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, 




ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.