Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ НА ПРЕСТОЛЕ Russian icons The image of the Virgin on the Throne


БОГОМАТЕРЬ НА ПРЕСТОЛЕ 
КАК ПИШУТ ИКОНЫ

Икона
Богоматерь на престоле
Волков Илья (уп. 1854–1855, Санкт-Петербург), Ноговицин Петр (уп. 1854–1855, Санкт-Петербург) (Пешехоновская мастерская)
Школа или худ. центр: Санкт-Петербург
Государственный музей палехского искусства, Палех

Иконография. Икона «Богоматерь на троне» (еще одно название - «Богородица на престоле») – может рисоваться в любом из иконографических стилей – будь то Панахранта либо Умиление, либо Знамение, либо в другом стиле. Данный тип икон изображает Божию Матерь на престоле с Младенцем на коленях. Богоматерь и Младенец изображают идеальную Церковь, совершающую Святое Причастие, Таинство Евхаристии. Богородица с покрытой головой, в величественной позе держит богомладенца. В церковном искусстве традиционным считалось изображение Богоматери на престоле в аспиде храма.



Икона
Богоматерь с Младенцем на престоле
Первая половина XVI в.
Икона прошла реставрацию до поступления в музей.
Русский музей Санкт-Петербург

Торжественный образ Богоматери на престоле сложился в греко-восточной иконописи. К числу древнейших изображений такого типа относятся, например, памятники, созданные в Египте (фреска в нише алтаря капеллы монастыря Аполлона в Бауите, VI в.). Обычно Богоматерь представляли в строго фронтальной позе, держащей перед собой обеими руками медальон с изображением Спаса Эммануила. В византийской иконографии тип «Богоматери на престоле», облаченной в вишневый мафорий и темный хитон, именовался «Панахранта» (с греч. — пренепорочная). За время своего существования иконография этого типа почти не изменилась, исчез только медальон, окружавший Христа. На иконе из Русского музея о нем напоминает поза Спасителя, не восседающего на коленях у Богоматери, а словно чудесным образом являющегося в складках ее мафория. «Богоматерь на престоле» являлась смысловым и идейным центром для таких композиций, как «Собор Богоматери», «О Тебе радуется», «Похвала Богоматери», широко распространенных в XVI веке, когда многие памятники гимнографии получили свое новое рождение в зримых образах иконописи.

На Руси начиная с XVI века подобные изображения нередко помещались в иконостасе в качестве центрального образа полнофигурного пророческого чина. Такие композиции призваны были свидетельствовать об исполнении пророчеств о воплощении Предвечного Логоса — Премудрости Божией, избравшей Богоматерь своим сосудом, домом и троном. Не случайно монументальный престол заполняет почти все пространство иконы. Его стены — это ограда рая, и Богоматерь восседает на нем как Царица Небесная. (М.Федосеева)


Икона (описание ниже)
Богоматерь на престоле с предстоящими и сценами новозаветной истории
Школа или худ. центр: Поволжье
Последняя четверть XVII в.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Источник: Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru 

Образ выше. Икона уникальна по своей иконографии. Тронную Богоматерь в царском облачении с младенцем Христом окружает розовое облако-сияние, от которого отходят тонкие лучи света и подобия языков пламени. Они образуют или даже порождают еще один внешний ореольный круг сияния, представляющий собой сцены из жизни Богородицы и Христа — историю Домостроительства спасения от начала новозаветной благодати (рождения Богоматери, «одушевленного» Храма Премудрости) до Судного дня.

Клейма располагаются следующим порядком


1.                  Рождество Богоматери и Принесение новорожденной Марии в храм Иерусалимский;
2.                  Введение во храм и Благовещение у кладезя;
3.                  Рождество Христово;
4.                  Сретение;
5.                  Преполовение;
6.                  Омовение ног;
7.                  Моление о чаше;
8.                  Поцелуй Иуды и Отсечение уха рабу Малху;
9.                  Распятие и Положение во гроб;
10.              Восстание из гроба и Явление Марии Магдалине;
11.              Сошествие во ад;
12.              Вознесение Христово;
13.              Сошествие Святого Духа;
14.              Коронование Богоматери;
15.              Предста Царица и Страшный суд (трубящие ангелы и восстающие мертвецы).
Все сцены представлены на пейзажном фоне и окружены зелеными облаками. Вверху, справа и слева, изображены «огненные» херувимы.

Каждая сцена — особый этап этой истории. В Благовещении и Рождестве Христа совершается тайна воплощения Божественного Логоса. В Сретении — встреча Ветхого и Нового Завета. Преполовение — первое явление миру Божественной Премудрости — Христа («во святилище пришел еси Премудросте Божия»). События, завершающие земную миссию Христа, — Воскресение — Сошествие во ад и Вознесение, а также Сошествие Святого Духа, Коронование Богоматери и сцена «Предста Царица» изображены вверху. «Сошествие Святого Духа», которое издавна толковалось как начало Церкви Христовой на земле, представлено прямо над головой Богородицы. Завершающая цикл сцена «Предста Царица» («Царь Царем») с элементами сцены Страшного суда символизирует конец человеческой истории и наступление Царства Небесного, которое олицетворяют царственные «жених» и «невеста» — Христос и Богоматерь-Церковь.
Под престолом на белом фоне текст богородичной молитвы. (Л.Тарасенко)


Икона
Богоматерь с Младенцем на престоле
Из пророческого чина
Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Ярцев
Школа или худ. центр: Новгород

Собор Святой Софии, Новгород, Россия


Икона
Богоматерь с Младенцем на престоле

Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир, Россия


Икона
Богоматерь с Младенцем на престоле

Национальная галерея, Вашингтон, США


Икона
Богоматерь на престоле с предстоящими святителями Николаем и Климентом Нчало 15 века

Вологодский областной краеведческий музей, Вологда



Икона
Богоматерь на престоле
Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород



Икона (Описание ниже)
Богоматерь на престоле с клеймами
Вторая половина XVIII в.
Ярославский художественный музей, Ярославль


Источник текста: Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII–XX веков из собрания Ярославского Художественного музея : Каталог выставки. — М.: Северный Паломник, 2003.

Образ выше. Все части иконы объединены надписями, цитирующими Богородичный тропарь: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою» (вверху: «Богородице Дево радуйся, благодатная Марие»; в среднике: «Благодатная Марие, Господь с тобою»). В центре иконы, на облаках, в окружении ангелов, представлена Богоматерь с Младенцем на престоле. Младенец Христос в золотом облачении восседает на левой руке Богоматери, ногами опираясь на ее колени. В его левой руке свиток, правая высоко поднята в благословляющем жесте. Подобный образ Христа Эммануила традиционно воспринимался как символ Боговоплощения и искупительной жертвы. Христос предстает как владыка и Спаситель мира, освящающий истинный храм своей плоти — Богородицу.

Восьмиугольные клейма в пышных золотых обрамлениях располагаются вокруг средника иконы. Их цикл начинается на верхнем поле и развивается по кругу. В первых семи клеймах изображены события из жизни Богоматери, свидетельствующие об исполнении предвечного замысла Творца и о воплощении Спасителя от Девы Марии. В последующих клеймах Богоматерь воспевается как Божия избранница, непорочная дщерь человеческая, через которую получает освящение человеческий род. Кроме того, она прославляется как Пренепорочная Дева, чистотой равная небесным силам, покровительница всех скорбящих, Царица Небесная, которой подвластны ангельские чины, заступница за человечество перед Христом, богоравная, удостоенная небесного престола.

В нижних углах иконы находятся еще два клейма. Слева изображено явление Богоматери молящемуся перед ее иконой Фоме Кантуарийскому, а справа, в картуше, помещен текст молитвословия, сочиненного Фомой: «Богородице, Дево, радуйся, благодатная Марие, яко зачала еси плотию сына [Божия] ...». Заканчивается текст словами: «Сия похвала Пресвятой Богородице напечатана в книге Новаго Неба Чудо [Пресвятой Богородицы] Фоме архиепископу Кантуарийскому и научи его хвалу ... дни глаголати...». На полях иконы изображены преподобный Иоанн Пещерник (слева) и мученица Улиания (справа) — видимо, святые, соименные заказчикам иконы.


Икона
Богоматерь на престоле
Спасо-Преображенский собор, Белозерск


Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.

Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.