13. Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ОРАНТА Russian icons The image of the Virgin Orante

БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА 
КАК ПИШУТ ИКОНЫ

Икона Дионисий
Богоматерь Великая Панагия (Оранта) (ок. 1218 года)
Школа или худ. центр: Ярославль
Третьяковская Галерея

Оранта Великая Панагия. Это один из самых распространенных константинопольских иконописных типов. Богоматерь в позе Оранты (молящаяся, взывающая) изображается в полный рост, с поднятыми вверх и разведёнными в стороны руками, без Младенца. Она как бы молит Бога за род человеческий, выступает заступницей людей. . В иконописи такое самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются довольно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.


Иногда Орантой называют и Богородицу с Младенцем в медальоне на груди. Одна из самых древних икон в Третьяковской Галерее - Богоматерь Великая Панагия 12 века., некоторыми исследователями именуемая Ярославской Орантой. Хотя есть мнение, что Орантой называть эту икону нельзя. Так как Оранта всегда без Младенца. 


Икона
Божья Матерь Оранта
Собор святой Софии, Киев, Украина
Мозаика в апсиде.
В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаичных изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению — «Нерушимая Стена».

Мозаика
Богоматерь Оранта. Причащение апостолов
Расположение мозаики в Софии Киевской.
Мозаики центральной апсиды.

Все известные в настоящее время изображения Оранты Великой Панагии в русском искусстве XII–XIII вв. связаны с придворными княжескими храмами и монастырями. Князья выступают на них в роли предстателей за род людской перед Богоматерью. Большой фигурой Оранты Великой Панагии была украшена центральная апсида последней княжеской постройки Новгорода — церкви Спаса Нередицы. Ее написали в 1199 г., а в роли предстателей перед Орантой изобразили св. князей Бориса и Глеба.


Икона
Богоматерь Великая Панагия (Оранта), Никола и Георгий
Школа или худ. центр: Псков
Государственная Третьяковская галерея, Москва
роисходит из церкви Воскресения в селе Ракулы Архангельской обл.

В XIII в. по заказу псковского князя Довмонта исполнили для Мирожского монастыря икону "Оранта Великая Панагия" с предстоящими перец ней самим князем и его супругой Марфой. Икона дошла до нас в копии XVI в. В искусстве Владимиро-Суздальской Руси XIII в. образ Оранты Великой Панагии известен в рельефах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Он украшает южный притвор, через который князья входили в храм. На западном притворе того же собора находился крупный рельеф Богоматери Оранты с предстоящими воинами, под которыми, возможно, подразумевались князья Юрий, Ярослав, Святослав и Иван — братья Константина и его противники в борьбе за великое княжение.

Фреска
Богоматерь (Оранта),
Первая половина XII в.
Георгиевский собор Юрьева монастыря, Новгород, Россия
Фреска в башне собора.

Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.