Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ПОКРОВ / Russian icons The image of the Virgin " the Protection (of the Virgin)"
Икона
Покров
Богоматери
Школа
или худ. центр: Палех Середина XVIII в.
Дерево,
левкас, яичная темпера, золото.
Государственный
музей палехского искусства, Палех, Россия
|
Сюжет
образа – это известное с 10в. предание о видении Богородицы св. Андрею
юродивому во Влахернском храме Константинополя. В 911г. в пределы греческой
империи вторглись сарацины. Св. Андей и его ученик Епифаний молились в храме о
спасении города и вдруг увидели Богородицу в
окружении ангелов и святых. Она стояла в воздухе и держала над
присутствующими покров (покрывало) в знак своей защиты и покровительства.
На
иконе обычно Богоматерь изображается на фоне храма или внутренней стены алтаря,
руки Ее раскинуты и держат покров. Внизу апостолы, мученики, святители, а так
же обнаженный до пояса Андрей юродивый и его ученик Епифаний.
Икона
Покров
Богоматери
Школа
или худ. центр: Палех Середина XVIII в.
Дерево,
левкас, яичная темпера, золото.
Государственный
музей палехского искусства, Палех, Россия
|
Иконография
Покрова, по предположению большинства исследователей была создана на Руси. Древнейшая
композиция Покрова находится в клейме на западных вратах (1227–1233)
Рождественского собора г. Суздаля. Скульптурный фрагмент Покрова той же
иконографии сохранился на стенах Георгиевского собора в Юрьеве Польском
(1230–1234). Полная иконографическая схема Покрова складывается в XIV в. С XIV
в. известны два иконографических перевода Покрова, которые можно определить как
новгородский и ростово-суздальский. В новгородских композициях Богоматерь
изображается на фоне внутренней стены алтаря с поднятыми вверх руками. Над ее
головой ангелы держат киноварный покров. По сторонам — ангелы, святители. Внизу
— закрытые царские врата, около них Андрей Юродивый, его ученик по имени
Епифаннй, апостолы, мученики.
Наиболее
раннее изображение Покрова новгородского иконографического перевода находится в
фресковых росписях 1313 г. Снетогорского монастыря в Пскове. Здесь покров
распростерт над Богоматерью
Древнейшая
новгородская икона Покрова написана, вероятнее всего, около 1335 г. для
Новгородского Зверина монастыря (образ ниже)
Икона
Покров
Богоматери
Школа
или худ. центр: Новгород Ок. 1399 г.
Новгородский
гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород,
Россия
|
Икона
Покров Богородицы
Школа
или худ. центр: Москва XVIII в.
Дерево,
левкас, темпера
Собор
Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного), Москва, Россия
Из
церкви Василия Блаженного Покровского собора.
|
Икона
Покров
Богоматери конец 15 века
Школа
или худ. центр: Новгород (северная провинция)
Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
|
Икона
Божья Матерь Покров (ок.1820)
Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США |
Икона
Покров
Богоматери
Школа
или худ. центр: Карелия Конец XVII - начало XVIII вв.
Дерево,
темпера
Центральный
музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
|
Икона
Покров
Богородицы
Школа
или худ. центр: Рязань Первая четверть XVIII в.
Дерево,
темпера.
Рязанский
историко-архитектурный музей-заповедник, Рязань
Из села Городня Спасского района Рязанской области.
|
Икона
Покров
Богородицы
Еропов
Иван Евстифеевич
Школа
или худ. центр: Прикамье 1732 г.
Дерево,
темпера.
Пермская
государственная художественная галерея, Пермь
|
Икона
Покров
пресвятой Богородицы
Россия,
XVI в.
Государственный
Эрмитаж
|
Икона
Покров
Богородицы с избранными святыми
Школа
или худ. центр: Новгород (северная провинция)
XVI
в.
Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург
Происходит
из церкви в деревне Куржекса Вытегорского района Вологодской области.
|
Икона
Покров
Богородицы
Дионисий
1502
г.
Собор
Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, Россия
Роспись
восточной люнеты.
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас,
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.