Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ПОКРОВ / Russian icons The image of the Virgin " the Protection (of the Virgin)"


ПОКРОВ
БОЖЬЕЙ МАТЕРИ 
КАК ПИШУТ ИКОНЫ


Икона
Покров Богоматери
Школа или худ. центр: Палех Середина XVIII в.
Дерево, левкас, яичная темпера, золото.
Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия

Сюжет образа – это известное с 10в. предание о видении Богородицы св. Андрею юродивому во Влахернском храме Константинополя. В 911г. в пределы греческой империи вторглись сарацины. Св. Андей и его ученик Епифаний молились в храме о спасении города и вдруг увидели Богородицу в  окружении ангелов и святых. Она стояла в воздухе и держала над присутствующими покров (покрывало) в знак своей защиты и покровительства.


На иконе обычно Богоматерь изображается на фоне храма или внутренней стены алтаря, руки Ее раскинуты и держат покров. Внизу апостолы, мученики, святители, а так же обнаженный до пояса Андрей юродивый и его ученик Епифаний.


Икона
Покров Богоматери
Школа или худ. центр: Палех Середина XVIII в.
Дерево, левкас, яичная темпера, золото.
Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия

Иконография Покрова, по предположению большинства исследователей была создана на Руси. Древнейшая композиция Покрова находится в клейме на западных вратах (1227–1233) Рождественского собора г. Суздаля. Скульптурный фрагмент Покрова той же иконографии сохранился на стенах Георгиевского собора в Юрьеве Польском (1230–1234). Полная иконографическая схема Покрова складывается в XIV в. С XIV в. известны два иконографических перевода Покрова, которые можно определить как новгородский и ростово-суздальский. В новгородских композициях Богоматерь изображается на фоне внутренней стены алтаря с поднятыми вверх руками. Над ее головой ангелы держат киноварный покров. По сторонам — ангелы, святители. Внизу — закрытые царские врата, около них Андрей Юродивый, его ученик по имени Епифаннй, апостолы, мученики.

Наиболее раннее изображение Покрова новгородского иконографического перевода находится в фресковых росписях 1313 г. Снетогорского монастыря в Пскове. Здесь покров распростерт над Богоматерью
Древнейшая новгородская икона Покрова написана, вероятнее всего, около 1335 г. для Новгородского Зверина монастыря (образ ниже)


Икона
Покров Богоматери
Школа или худ. центр: Новгород  Ок. 1399 г.

Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия




Икона
Покров Богородицы
Школа или худ. центр: Москва XVIII в.
Дерево, левкас, темпера

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного), Москва, Россия
Из церкви Василия Блаженного Покровского собора.


Икона
Покров Богоматери  конец 15 века
Школа или худ. центр: Новгород (северная провинция)

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия


Икона
Божья Матерь Покров (ок.1820) 

Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США


Икона
Покров Богоматери
Школа или худ. центр: Карелия Конец XVII - начало XVIII вв.
Дерево, темпера

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия


Икона
Покров Богородицы
Школа или худ. центр: Рязань Первая четверть XVIII в.
Дерево, темпера.

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, Рязань
Из села Городня Спасского района Рязанской области.


Икона
Покров Богородицы
Еропов Иван Евстифеевич
Школа или худ. центр: Прикамье 1732 г.
Дерево, темпера.

Пермская государственная художественная галерея, Пермь


Икона
Покров пресвятой Богородицы
Россия, XVI в.

Государственный Эрмитаж

Икона
Покров Богородицы с избранными святыми
Школа или худ. центр: Новгород (северная провинция)
XVI в.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Происходит из церкви в деревне Куржекса Вытегорского района Вологодской области.



Икона
Покров Богородицы
Дионисий
1502 г.
Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, Россия
Роспись восточной люнеты.



Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас,  


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.