Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ФЕОДОРОВСКАЯ Russian icons The image of the Virgin Feodorovskaya


БОГОМАТЕРЬ ФЕОДОРОВСКАЯ 
КАК ПИШУТ ИКОНЫ

Икона
Божья Матерь Феодоровская с чудесами от Нее (1759)
Третьяковская галерея Третьяковская Галерея


Феодоровская икона Божьей Матери - почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме.
Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой.
Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.

О появлении этой иконы на Руси достоверно ничего неизвестно, первые легендарные упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку. Она находилась в деревянной часовне у города Городца. В начале XIII века[1] на этом месте был построен монастырь во имя иконы Богоматери, которая стала его главной святыней. Позже он стал называться по имени иконы Богородичный, Богородице-Феодоровский, а сейчас — Феодоровский. В 1238 году при нашествии войск Батыя город был уничтожен, монастырь сгорел.


Современные историки указывают, что существование монастыря в XII веке ещё не получило никаких прямых доказательств. Однако вместе с тем нет исследований, опровергающих такое утверждение. Так или иначе, то место, где находилась икона, подверглось полному разграблению, уничтожению и сожжению. Современники событий считали, что икона была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно


Икона
Богоматерь Феодоровская с чудесами
Школа или худ. центр: Кострома
Первая половина XVIII в.

Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва

Иконография. Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнажённая до колена левая ножка Младенца Христа.
Одной из древних и очень известных на Руси икон является икона Богоматери, называемая Феодоровская-Костромская по месту ее обитания в Костроме и в честь великомученика Федора Стратилата, война и христианина 4 века, обезглавленного за неотречение от веры.
По преданию икона явилась Костромскому князю Василию Ярославичу Квашне в 1239 году во время охоты в лесу, на сосновом дереве.

Обретенная святыня  была доставлена в Кострому и поставлена в соборной церкви Федора Стратилата, а на месте явления, как положено, соорудили церковь.

Икона
Божья Матерь Феодоровская
Варлаам, монах
Школа или худ. центр: Кострома 1723 г.

Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Однако жители Городца, бывшие в Костроме, заявили, что она была прежде в их городе, но скрылась, после того, как Батый сжёг и разграбил город. Уточняется, что икона получила свое название еще в 12 веке  от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского,  получившего при крещении имя Федора в честь Федора Стратилата. Считается что икона постоянно находилась при Александре Невском и была его молельным образом.
 Широкое почитание иконы началось в 17в., после прекращения смуты в Русском государстве, и воцарении первого Романова.Именно перед ликом Феодоровской спустя три с лишним века  инокиня Марфа благословила своего юного сына Михаила Федоровича на царский престол.
  Тогда вместе со своей матерью Марфой, юный Михаил скрывался в Костромском Ипатьевском монастыре, а в Москве всероссийский собор решал, кто станет царем в государстве.  Прибыли послы в обитель и долго уговаривали мать, инокиню Марфу благословить сына на царство.  «…Вот ради Нее, ради Божьей Матери, склонитесь на милость и не прогневайте Господа Бога своим отказом…» перед этими словами инокиня не смогла устояла.



Икона
Феодоровская икона в драгоценном окладе 

Воцарение Михаила Федоровича знаменовало собою окончание смутного времени на Руси. Феодоровская икона особо почиталась всей династией Романовых, и в послепетровское время принимавшим Православие иноверным невестам наследников русского престола именно в ее честь давалось обычно отчество Феодоровна. Как некогда совершилось перед этой иконой поставление на царство первого царя из династии Романовых, так и сопровождала она до самой мученической кончины последнего государя и его семью. Царица-мученица Александра Феодоровна особенно чтила Феодоровскую икону. В Царском Селе ею был выстроен Феодоровский собор с Феодоровским городком вокруг него. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над царской семьей был найден образ Богоматери Феодоровской, без которого Александра Феодоровна никуда не выезжала.


Икона
Феодоровская икона Богоматери
Школа или худ. центр: Кострома
Вторая половина XVIII в.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
  
До 2001 года Феодоровская икона ни разу не покидала пределов Костромской земли (за исключением 1940-х годов, когда ее реставрировал И.Э. Грабарь). В начале третьего тысячелетия чудотворная, издавна чтимая как нарочитая покровительница православной семьи и подрастающего поколения, с благословения предстоятеля Русской Православной Церкви навестила Москву и Екатеринбург, где освящала собою крупные православные молодежные форумы.


Икона (Описание Образа ниже)
Богоматерь Феодоровская, с Акафистом
Середина XVII в. (икона); 1680-е годы (рама с клеймами)

Церковь Илии Пророка, Ярославль, Россия
Находится в местном ряду главного иконостаса.

Клейма расположены следующим порядком:
1.                  Кондак 1. «Взбранной Воеводе победительная...» (Осада Константинополя). Икос 1. «Ангел предстатель...» (Благовещение у кладезя)
2.                  Кондак 2. «Видящи святая...» (Благовещение)
3.                  Икос 2. «Разум недоразумеваемый...» (Благовещение)
4.                  Кондак 3. «Сила Вышняго...» (Благовещение)
5.                  Икос 3. «Имущи Богоприятную Дева утробу...» (Встреча Марии и Елисаветы)
6.                  Кондак 4. «Бурю внутрь имея...» (Сомнения Иосифа)
7.                  Икос 4. «Слышаша пастырие...» (Поклонение пастырей)
8.                  Кондак 5. «Боготечную звезду узревше...» (Путешествие волхвов)
9.                  Икос 5. «Видеша отроцы халдейстии...» (Поклонение волхвов)
10.              Кондак 6. «Проповедницы богоноснии...» (Возвращение волхвов в Вавилон)
11.              Икос 6. «Возсиявый во Египте...» (Бегство в Египет)
12.              Кондак 7. «Хотящу Симеону...» (Сретение)
13.              Икос 7. «Новую показа тварь...» (Христос и апостолы)
14.              Кондак 8. «Странное рождество видевше...» (Преподобные перед образом Богоматери Воплощение)
15.              Икос 8. «Весь бе в нижних...» (Деисус)
16.              Кондак 9. «Всякое естество ангельское удивися...» (Христос Эммануил на престоле в окружении агнелов
17.              Икос 9. «Ветия многовещанныя...» (Богоматерь на престоле с предстоящими святителями)
18.              Кондак 10. «Спасти хотя мир...» (Приведение Христа на Голгофу)
19.              Икос 10. «Стена еси девам...» (Богоматерь и девы)
20.              Кондак 11. «Пение всякое побеждается...» (Христос, держащий раскрытое Евангелие, со святителями)
21.              Икос 11. «Светоприемную свещу...» (Богоматерь со свечой над адской бездной с восстающими мертвыми)
22.              Кондак 12. «Благодать дати восхотев...» (Сошествие во ад)
23.              Икос 12. «Поюще Твое Рождество...» (Поклонение образу Богоматери Воплощение)
24.              Кондак 13. «О, Всепетая Мати...» (Поклонение иконе Богоматери Умиление)


Икона
Божья Матерь Феодоровская 
Палех 19 век


Икона (Обписание Образа ниже)
Феодоровская икона Богоматери, со Сказанием
1680-е годы

Костромской историко-архитектурный музей-заповедник, Кострома, Россия

Клейма расположены следующим порядком:

1.                  Святой великомученик Феодор Стратилат приносит икону Божией Матери в Кострому
2.                  Явление иконы костромскому князю Василию Ярославичу во время охоты
3.                  Моление князя Василия перед иконой
4.                  К месту явления иконы прибывает крестный ход из Костромы
5.                  Поставление иконы в Феодоровском соборном храме
6.                  Первый пожар в Феодоровской соборной церкви
7.                  Чудесное обретение иконы после пожара
8.                  Поставление иконы в новом соборном храме
9.                  Моление костромичей пред иконой о защите города от монголо-татар
10.              Выступление князя Василия с войском и чудотворной иконой на битву
11.              Чудесное ослепление врагов лучами от иконы
12.              Поражение монголо-татарского войска
13.              Победоносное возвращение костромской дружины в город
14.              Благодарственное моление пред ликом чудотворного образа
15.              Второй пожар в соборной церкви
16.              Чудесное спасение иконы, вознесенной над огнем
17.              Совет князя Василия с горожанами о строительстве в Костроме Успенского собора
18.              Поставление чудотворной иконы в Успенском соборе
19.              Моление пред чудотворной Феодоровской иконой
20.              Пресвятая Богородица — небесная покровительница Костромы


Икона
Божья Матерь Феодоровская (XVII в)
 Британский музей Лондон


Икона (Описание Образа ниже)
Богоматерь Феодоровская
Царские изографы Ок. 1630 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Образ выше. Происходит из Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
Поступила в 1934 году из Гохрана.

На полях иконы изображены одиннадцать святых. На верхнем и нижнем полях поясные фигуры в цветных круглых клеймах: на верхнем — Фаддей, Никола, по сторонам которого — Косма, Дамиан и Георгий; на нижнем поле — Параскева Пятница, Евдокия, Варвара. На боковых полях фигуры в рост: на левом Иоанн Предтеча, Мария Магдалина, Фекла; на правом — мученик Евстратий, Екатерина, преподобная Марфа.


Икона
Божья Матерь Феодоровская
Тверь, первая половина XVIII в., оклад изготовлен позже, в 1841 г.
Частное собрание


Божья Матерь Феодоровская 19век

Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. 



ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.