Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ Russian icons The image The Virgin Hodegetria of Smolensk
Икона
Богоматерь
Одигитрия Смоленская
Смоленская
икона (Дионисий, 1482 год)
Дата
появления: известна с XI века
Иконографический
тип: Одигитрия
Местонахождение с 1943 года неизвестно
|
Икона
Божьей Матери, получившая название Смоленской, издавна почиталась на Руси. Предание приписывало ее кисти евангелиста
Луки, которому первому принадлежат изображения пресвятой Девы Мари. Святитель Дмитрий Ростовский предполагает,
что Лука отослал икону а Антиохию правителю Феофилу, для которого были написаны
Евангелие и книга Деяний Апостолов. Из Антиохии святыня попала в Иерусалим, а
затем в Константинополь, при императоре Феофиле II Младшем, т.е. в начале 5
века. Супруга византийского императора царица Евдокия прибыла в святую землю
поклониться тамошним святыням, взяла
икону и отослала в дар сестре царя Пульхерии. Та приняла святыню поставила в
церкви Пресвятой Богородицы, построенной ею во Влахерне. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью
«Царь распят» и видом Иерусалима.
Икона
Божья Матерь Смоленская с житием Богородицы (ок.1450)
Третьяковская галерея, Москва
|
Смоленская
Одигитрия является наиболее торжественным типом поясной Одигитрии. Богоматерь
изображается чуть повернутой вправо к младенцу. Правую руку она держит перед
грудью, левой поддерживает благословляющего младенца. Голова младенца
изображена строго в фас. В его левой руке свернутый свиток.
На
Русь список с чудотворной иконы прибыл одним из первых византийских икон. По
одной из версий царевна Анна, сестра греческого императора Василия, привезла
святыню, когда прибыла на Русь для брака с князем Владимиром, принявшим
христианство в 988 году. По другой версии ею благословили царевну выходящую замуж за Черниговского князя
Всеволода Ярославича, больше чем на полвека позже.
По наследству
икона досталось Владимиру Мономаху, который привез ее в Смоленск и поставил а
храме Успения Богоматери. С тех пор икона стала называться Смоленской.
Икона
Богоматерь
Одигитрия Смоленская
Школа
или худ. центр: Обонежье
Первая
половина — середина XVI в.
Центральный
музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
|
С
XII в. Одигитрия находилась в Успенском соборе г. Смоленска. Известно из
письменных источников, что в XV в. смоленскую Одигитрию привозили в Москву, но
по требованию жителей Смоленска в 1456 г. икона была возвращена.
В
Москве с нее был сделан список. В начале XVI в. был привезен еще один список из
Смоленска (собр. Гос. Оружейной палаты). После присоединения Смоленска к
Московскому государству, в первой четверти XVI в. и особенно после 1525 г.,
когда в память последнего события был построен в Москве в Новодевичьем
монастыре собор Смоленской Богоматери, иконы типа смоленской Одигитрии получают
широкое распространение под названием «Смоленской Богоматери, или Богоматери
Смоленской Одигитрии». (С.
Снессорева, Земная жизнь… Богородицы и описание святых чудотворных ее икон,
Спб., 1909).
Икона
Божья Матерь Смоленская (ок.1742)
Массачутетс, Клинтон, Музей русских икон США
|
Древнейшая
Смоленская чудотворная икона перед Бородинской битвой была принесена в Москву и
помещена в Успенском соборе Московского Кремля. Перед оставлением Москвы икона
была перенесена в Ярославль. Древнейший памятник византийского письма, стоявший
до 1941 года в Успенском соборе Смоленска и почитавшийся как первоначально,
никогда не обследовался. Послевоенная судьба иконы неизвестна. Полагают, что
она утрачена. Сейчас там находится икона более позднего времени.
Икона
Божья Матерь Смоленская (16 век)
Британский музей Лондон
|
Икона в окладе
Божья Матерь Смоленская
Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США
|
Икона
Богоматерь
Одигитрия (Смоленская)
Школа
или худ. центр: Ярославль 1564 г.
Ярославский
историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль
|
Происходит из местного ряда иконостаса
Спасо-Преображенского собора Спасского монатыря в Ярославле.
Отличительной особенностью ярославской
Одигитрии является изображение в верхних углах иконы двух ангелов в облачных
кругах, несущих орудия Страстей. Эти орудия — крест, трость и копие —
напоминают о грядущих муках Христа, усиливая трагичность и без того скорбных
ликов.
Икона
Божья Матерь Смоленская (ок.1600) в серебряном окладе
Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США
|
Икона
Богоматерь
Одигитрия Смоленская
Школа
или худ. центр: Русский Север (Поморье)
Начало
XVII в.
Музей
изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
|
Смоленская
икона в храме над Днепровскими воротами (фото Прокудина-Горского, 1912)
изображение
из Библиотеки Конгресса США, отдел эстампов и фотографий (Prints and
Photographs division), имеет цифровой идентификатор (digital ID) ppmsc.03982.
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.