Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ДОНСКАЯ Russian icons The image The Virgin of the Don


БОГОМАТЕРЬ ДОНСКАЯ
КАК ПИШУТ ИКОНЫ

Икона
Богоматерь Донская
Конец XIV — начало XV вв.

Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия

Иконография. Младенец сидит на правой руке Богородицы и прижимается щекой к Её лицу. Богоматерь (Образ поясной) тоже склоняет голову к Сыну и поддерживает Его правой рукой. Иисус протянул вперед правую руку к плечу Матери, а левой держит свиток. Ножки Его обнажены до колен, они покоятся на кисти левой руки Богородицы.
По преданию, икона принесена  донскими казаками, прибывшими на помощь Дмитрию Донскому в битве с татарами. Она крепилась на древке как хоругвь и была при войске при Куликовской битве.  После победы, икону преподнесли в дар Дмитрию Донскому и он привез ее с собой. Святыня находилась в Успенском соборе в Коломне.
В 1552 Иван Грозный взял икону в военный поход на Казань, а после покорения Казанского ханства поставил Донскую икону в Благовещенский собор Московского Кремля. Донская икона участвовала также в походе Ивана Грозного на Полоцк в 1563. С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича перед ней) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591. В память об этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для которого сделали точный список с оригинала.
В 1598 году патриарх Иов венчал ею на царство Бориса Годунова.

Икона
Богоматерь Донская
Двусторонняя икона  1390-е годы

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Оборот иконы — Успение Богоматери.

Написана для Успенского собора в Коломне, откуда в XVII веке перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля.

Богоматерь, (Образ выше) устремив глаза влево, склонила голову к сидящему на ее правой руке младенцу. Прижавшись щекой к лицу матери, он протянул вперед правую руку. В левой, опущенной руке — свиток. Ступни обнаженных до колен ножек младенца покоятся на кисти левой руки матери. Живопись исполнена светлой охрой по оливковому санкирю с подрумянкой. Красные и зеленые тени приплеснуты. Движки короткие, в виде нескольких белильных параллельных черточек. Мафорий коричневый, с такими же более темного тона тенями. Хитон младенца и каймы мафория охряные, с золотым ассистом. На кайме — золотой буквообразный орнамент. Чепец и рукав матери, а также клав и свиток младенца синие (лазурит): поверх светлого тона наложены более темные притенения «вприплеск». Сандалии младенца и шнурки на свитке золотые. Фон и поля со следами золота, внизу фрагмент киноварной опуши.

Икона
Богоматерь Донская
© Государственный Эрмитаж

Икона
Донская икона Богоматери
Школа или худ. центр: Москва
Первая половина XVII в. (оклад: XVII — начало XVIII в., Москва)
Дерево, темпера; серебро, цветные стекла; басма, чеканка, резьба, канфарение, золочение.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Икона восходит к прославленному образу конца XIV века, созданному для Успенского собора в Коломне, перенесенному затем в Благовещенский собор Московского Кремля и ставшему там одной из наиболее чтимых святынь Москвы (ГТГ) - Образ второй сверху.

Икона
Божья Матерь Донская (ок.1650)
Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США


Икона
Богоматерь Донская
(так называемая Малая)
Школа или худ. центр: Москва Конец XIV в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва


Икона
Икона "Богоматерь Донская. Шестоднев и избранные святые"
Россия, XVI - начало XVII вв.

Государственный Эрмитаж

Икона "Богоматерь Донская. Шестоднев и избранные святые" написана разными мастерами и в разное время. Средняя часть исполнена в ХVI в. предположительно московским мастером; изображения на полях - скорее всего, работа мастера Поволжья начала ХVII столетия, т.к. в надписях отражается поволжское произношение. Поволжье было тесно связано с Новгородом, и поэтому в изображении сцен много ярких красок, разноцветных нимбов, позолоты, характерных для новгородской иконописи.

Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, 



ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.