Русские иконы ШЕСТОДНЕВ (Седмица) Russian icons The Hexameron
Икона
СВЯТАЯ СЕДЬМИЦА Палех 19 в |
Икона (Образ выше) с изображением дней недели именуется «Седмицей». По православному
календарю, каждый день недели знаменует священное событие. Неделя начинается с
воскресения, и день этот отмечен Воскресением Христовым.
В понедельник
поминаются Силы Небесные, потому следующий образ — «Собор архангела Михаила».
Вторник — день, посвященный св. Иоанну Крестителю. Среда, день Богоматери —
изображается Благовещение. Четверг - день святых апостолов и святителя Николая
Мирликийского. Пятница — Распятие Спасителя.
День субботний иногда выделяется
отдельной иконой и именуется тогда «Суббота Всех Святых». Христос в славе
держит открытое Евангелие и окружен Небесными Силами, Ему предстоят Богоматерь
и Иоанн Креститель. Их окружают лики святых: юродивые, праотцы, преподобные
жены, пустынники, пророки, апостолы, мученики.
Иконы,
иллюстрирующие литургическое посвящение различных дней недели, известны в
русском искусстве начиная с XV века.
Икона
Шестоднев
(Седмица)
Ярославль Конец XVII в.
Ярославский
художественный музей, Ярославль
|
В
верхней части иконы (Образвверху), в клеймах, представлены праздничные сюжеты,
соответствующие шести дням недели: «Сошествие во ад» (воскресенье), «Собор
архангелов» (понедельник), «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (вторник),
«Благовещение» (среда), «Омовение ног» (четверг) и «Распятие» (пятница).
Большую часть композиции занимает изображение «Субботы всех святых». В центре
здесь представлен Престол Уготованный — Этимасия с Голгофским Крестом. По обе
стороны от престола располагаются изображения ангелов с венцами в руках — они
готовятся увенчать праведников. Над престолом — Спаситель на троне в окружении
ангелов. Правой рукой Он указывает на раскрытое Евангелие (надпись на
Евангелии: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11 : 28–29).
Выше, в ряду праздничных клейм, — изображение Святой Троицы в ангельском круге
с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.
По
обе стороны от престола тремя горизонтальными ярусами располагаются изображения
святых по чинам: мученицы и преподобные жены (верхний ярус); праотцы,
преподобные и мученики (средний ярус); мученики, пророки, апостолы и святители
(нижний ярус). Имена святых надписаны на их нимбах.
Икона
Шестоднев
XVIII
в.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
|
Икона
представляет сложную композицию: шесть клейм с изображением Сотворения мира (Библия,
Книга Бытия, гл. 1, ст. 3–31) и праздничный шестоднев на тексты поучения
Кирилла Философа (ок. 827–869), посвященного шести дням недели.
Порядок
клейм в среднике: Воскресение в виде Сошествия во ад — неделя; Собор архангелов
— понедельник; Усекновение главы Иоанна Предтечи — вторник; Благовещение —
среда; Омовение ног — четверг; Распятие — пятница; Суббота всех святых —
суббота (композиция занимает центральную и большую часть средника). На углах
полей — евангелисты Матфей, Марк, Иоанн с учеником Прохором, Лука. На верхнем
поле в трех клеймах Служба святых отцов: Агнец Божий на дискосе и архангелы с
рипидами, по сторонам — Василий Великий и Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и
великомученик Антипа. На полях попарно изображены митрополиты московские Петр и
Алексей; Иона и Филипп; митрополиты Ростовские Леонтий и Исайя; Игнатий и
Иаков; преподобные: Сергий Радонежский и Антоний Печерский; Феодосии Печерский
и Варлаам Хутынский; Зосима Соловецкий и Иоанн Дамаскин, Савватий Соловецкий и
Иоаникий Великий. На нижнем поле в середине — убиение царевича Димитрия, слева
— Василий и Максим Блаженные на фоне Московского Кремля; справа — блаженный
Иоанн Московский и Прокопий Устюжский.
Икона
Шестоднев
Мастерская
Василия Ивановича Хохлова
Школа
или худ. центр: Палех Первая четверть XIX в.
Центральный
музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
|
Средник иконы представляет собой сложную
композицию, состоящую из отдельных сюжетов. Вверху в центре шесть сцен
Сотворения мира, расположенных в два ряда (Быт. I, 3–31). Слева три клейма (сверху вниз): Сошествие
во ад, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Омовение
ног; справа (сверху вниз): Собор архангелов, Благовещение, Распятие. Между ними
представлен Господь Саваоф в окружении небесных сил. Под ним Христос на
престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей и небесными силами.
Ниже райское древо, обвитое змием. По сторонам от древа обнаженные Адам и Ева,
слева от них ангел, справа — изгнание Адама и Евы из рая. Внизу средника
двухрядное изображение — Суббота всех святых. Вокруг средника располагаются
клейма с изображениями евангелистов, отцов церкви, митрополитов, преподобных,
блаженных и юродивых.
Порядок клейм на полях:
1.
Евангелист Иоанн Богослов с Прохором.
2.
Григорий Богослов, Василий Великий.
3.
Агнец на дискосе («Поклонение жертве»).
4.
Иаков брат Божий, Иоанн Златоуст.
5.
Евангелист Матфей.
6.
Алексий и Петр митрополиты московские.
7.
Иона и Филипп митрополиты московские.
8.
Исайя и Леонтий Ростовские.
9.
Игнатий и Иаков Ростовские.
10.
Феодосий и Антоний Печерские.
11.
Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский.
12.
Зосима и Савватий Соловецкие.
13.
Антоний Великий и Иоанн Дамаскин.
14.
Евангелист Марк.
15.
Василий и Максим Блаженные.
16.
Убиение московского царевича Димитрия.
17.
Иоанн и Исидор Блаженные.
18.
Евангелист Лука.
Икона
Шестоднев
1903
г.
Государственный
исторический музей, Москва
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас,
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Русские монастыри: искусство и традиции. — CПб.: Palace Editions, 1997.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.