Русские иконы БОГОМАТЕРЬ БОГОЛЮБСКАЯ, с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких Our Lady of Bogolyubskaya, with the life of St. Zosima and Savvatiya Solovetsky

БОГОМАТЕРЬ БОГОЛЮБСКАЯ С ЖИТИЕМ СВВ. ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ
КАК ПИШУТ ИКОНЫ

Икона
Богоматерь Боголюбская, с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких
1545 г.

Успенский cобор Московского Кремля, Москва
Икона находится в северном пристенном иконостасе собора

Икона из Соловецкого монастыря.

В среднике иконы представлена Богоматерь в рост, возносящая заступническую молитву перед Христом. Обычно в руках у Богоматери находился свиток с текстом молитвы, а перед ней, в уменьшенном масштабе, располагалось изображение заказчика, за которого возносится молитва.
На Руси этот иконографический тип получил название Богоматери Боголюбской — по названию древнейшей иконы 1158 г. Летописное свидетельство связывает ее создание с именем Андрея Боголюбского. По преданию, икона была исполнена в память о видении Богоматери князю Андрею, которое произошло во время путешествия князя с иконой «Богоматери Владимирской» из Киева в Ростово-Суздальскую землю.

На месте видения была выстроена церковь Рождества Богородицы, куда поместили икону «Боголюбской». Там же была выстроена княжеская резиденция Андрея Боголюбского.


В «Студеном окияне-море» (так раньше называли Белое море), в двух днях пути от берега, если плыть на местной лодье, находятся Соловецкие острова. На самом большом из них в XV в. был основан ставший потом знаменитым Соловецкий монастырь. Поморье и сами острова принадлежали тогда Новгородской республике.
Первыми, по преданию, поселились здесь около 1430 г. инок Кирилло-Белозерского монастыря Савватий и поморский отшельник Герман. Вскоре Герман уехал на берег; а вслед за ним, незадолго до своей смерти, в 1435 г. покинул остров и Савватий.

 Через год на Побережье в устье реки Сумы Германа встретил другой отшельник — Зосима, и они вместе отправились на Соловки, где основали монастырь. Впоследствии Зосима стал его игуменом. Монастырь получил права на владение всеми Соловецкими островами, рядом угодий и соляных варниц в Поморье3. И после смерти Зосимы (1478) основанный им монастырь продолжал укрепляться и вскоре приобрел большую известность. Московские государи, стремясь упрочить свое влияние в бывших новгородских областях, давали ему различные льготы и пожалования4. Монастырь заводит многочисленные промыслы, ведет обширную торговлю, застраивается каменными сооружениями.

В 1547 г. на церковном соборе в Москве основателям монастыря Зосиме и Савватию Соловецким было установлено повсеместное празднование.

КЛЕЙМА

1


2


1 Клеймо. Встреча Савватия со старцем Германом у часовни на берегу реки Выг
 Преподобный Савватий и старец Герман разговаривают о «расположении острова Соловецкого и о путешествии на него».
2. Клеймо. Савватий и Герман плывут на соловецкий остров.
Трехдневное плавание преподобного Савватия и старца Германа на карбасе по Белому морю к острову Соловецкому.

3


4


3 Клеймо Савватий и Герман построили первую келью на острове
«И вышли на берег, и там поставили шатер свой, и водрузили крест на месте том, где пристали к острову».
4 Клеймо Ангелы наказывают жену рыбака, приехавшего на Соловецкий остров ловить рыбу

5


6


5 Клеймо Старец Герман расспрашивает жену рыбака о случившемся с ней
6 Клеймо Герман рассказывает Савватию о наказании жены рыбака ангелами

7


8


7 Клеймо Савватий создает хвалу Господу после изгнания с острова рыбаков
8 Клеймо Савватий возвращается на материк, желая причаститься перед смертью
Преподобный Савватий, получив «извещение от Бога о скором своем отрешении от плотских уз и отошествии ко Господу» и желая принять причастие пречистых и животворящих Таинств, отправляется на карбасе по морю в Выг-Наволок.

9


10


9 Клеймо Савватий просит игумена Нафанаила исповедовать его и причастить. Игумен Нафанаил причащает прп. Савватия
10 Клеймо  Савватий благословляет новгородского купца Иоанна

11


12


11 Клеймо Успение и погребение прп. Савватия
12 Клеймо Встреча Зосимы со старцем Германом
Преподобный Зосима расспрашивает старца Германа о его жизни на Соловецком острове с преподобным Савватием. Рассказ Германа «о блаженном Савватии, о том как пребывали они вместе с ним на острове в подвигах и трудах...».

13


14


13 Клеймо Зосима и Герман плывут на карбасе на Соловецкий остров
14 Клеймо Видение Зосиме церкви «на воздусе»
«... луч пресветлый ослепил его и сияние божественное осветило место то... он увидел церковь, огромную и прекрасную, в воздухе висящую»

15


16


15 Клеймо Зосима и Герман построили церковь и кельи
16 Клеймо  Искушение Зосимы бесами
Преподобный Зосима молитвами изгоняет искушающих его бесов в различных образах.

17


18


17 Клеймо Ангелы привозят Зосиме хлеб, муку и масло в кереже
«И вскоре стали кончаться у Зосимы запасы пищи, и обеспокоился он этим».
18 Клеймо  Возвращение Зосимы в монастырь после поставления в игумены
Преподобный Зосима возвращается в монастырь из Новгорода после посвящения его архиепископом Новгородским Ионой в сан священства и наречения его игуменом Спасского Соловецкого монастыря.

19


20


19 Клеймо Чудо о просфоре
Монах Макарий указывает купцам на чудесный огонь на месте потерянной им просфоры.
20 Клеймо Зосима и соловецкие иноки привозят в монастырь мощи прп. Савватия
В каталоге «Сохраненные святыни Соловецкого монастыря» прочтение иное: Возвращение Зосимы из Новгорода с грамотой на владение островами Соловецким, Анзер и Муксалма и со многими дарами новгородских бояр монастырю

21


22


21 Клеймо Преставление и погребение прп. Зосимы
22 Клеймо Явление прп. Зосимы старцу Даниилу в девятый день после погребения

23


24


23 Клеймо Явление прп. Зосимы в гробнице старцу Тарасию
24 Клеймо «Чудо свв. Зосимы и Савватия об Анисимовой жене»
Исцеление у гроба преподобного Зосимы Марии, жены дьякона Анисима, мучимой бесом.

25


26


25  Клеймо Чудо о спасении от потопления на море Феодора Парфеньева [Парфеева]
16 Клеймо  «Чудо св. Зосимы о Никоне»

27


28


27 Клеймо Чудо о спасении двух человек, потерпевших кораблекрушение
28 Клеймо Чудо об исцелении отрока

29



29 Клеймо Чудо о спасении работника Андрея


Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.