Русские иконы БЛАГОВЕЩЕНИЕ Russian icons The Annunciation
Икона
Благовещение
Россия,
XVI в.
Государственный
Эрмитаж
|
Данный
иконографический сюжет, помимо Евангелия от Луки (1:26–38) опирается на
Протоевангелие от Иакова (10:1–10, 11:1–9) и гимнографические тексты.
В своём Евангелии Лука сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира
...Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус.... Лк. 1:28-33
При
изображении Благовещения сформировалось несколько базовых изводов:
I.
На колодце (Благовещение у источника или кладезя). Этот сюжет иногда еще
называют "предблаговещением" — то есть подготовительным этапом к
самому Благовещению. Литературным источником в данном случае является
апокрифическое Протоевангелие от Иакова (11:1–4). На иконах греческого письма
обычно изображается что-то типа античного бассейна, который в более поздних
изображениях часто заменялся деревянным срубом — копией русского колодца.
Наиболее часто сцену предблаговещения можно видеть в составе целого ряда
изображений, относящихся к акафисту Пресвятой Богородицы.
II.
С веретеном (с рукоделием). Здесь изображение пурпурной пряжи в руке Богоматери
соответствует Протоевангелию Иакова (10:7–10) — деве Марии выпал жребий прясть
пурпурную завесу для Иерусалимского храма.
III.
В храмине. Сюжет этот получает распространение в русской иконописи в конце XV —
начале XVI веков. Богоматерь сидит на престоле, покорно склонив голову, а к ней
подходит архангел Гавриил, поднявший правую руку в благословляющем жесте.
Изображения
с рукоделием и у источника встречались повсеместно по крайней мере до XVII века
включительно. Но поскольку оба этих сюжета основаны на апокрифах, то в
дальнейшем стал предпочитаться третий вариант (просто в храмине), согласующийся
с Евангелием от Луки.
Икона
Благовещение
Школа:
Византия Конец XIV в.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва, Россия
Происходит
из ризницы Троице-Сергиевой Лавры.
Икона,
видимо, написана на Руси (сосновая доска), но несет черты палеологовского
стиля в фигуре архангела и архитектурном фоне, хотя есть мнение, что икона была написана в Византии.
|
Характеризуя
изображения фигур Богоматери и архангела можно выделить два варианта извода:
1)
новгородский (XV–XVI вв.): резко обернувшаяся Богоматерь, островерхий киворий
над ней, широко шагающий архангел;
2)
московский (XV в.): покорно склоненная Богоматерь, округлый навес над ней,
спокойная фигура архангела.
Икона
Благовещение
Школа
или худ. центр: Новгород
Вторая
половина — конец XV в. г.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
|
Дополнительно
в сцене Благовещения можно выделить следующие детали, которые отличают один
извод от другого:
а)
Христос Эммануил, воплотившийся во чреве Богоматери
б)
Благовещение с книгой — все более укрепляется в русской иконописной практике с
XVII века. Зародыш этого взгляда — в памятниках византийской иконографии, а
первоначальный литературный мотив следует искать в Евангелии псевдо-Матфея
(6:7–9)
в)
Ветхий Деньми в полусфере вверху иконы, либо Его благословляющая десница там
же. Имя Ветхого Деньми соотносится в первым лицом Троицы и восходит к тексту
Книги пророка Даниила (7:9). От правой благословляющей руки Ветхого Деньми
отходит луч, символизирующий Святого Духа. Часто в этом луче изображается
голубь.
г)
Девушка-служанка
за прялкой.
д)
Подсвечник с горящей свечой. В этом случае свеча — один из символов Богоматери,
восходящий к Акафисту ("Светоприимную свещу, сущим во тьме явльщуюся, зрим
Святую Деву…"). Иногда в сюжетах Благовещения присутствует и подсвечник с
не зажженной свечой, но для него пока не найдено литературной основы.
е)
Пещера-вертеп, где родился Иисус Христос (преимущественно в иконах
Строгановской школы)
Икона
Благовещение
Школа:
Москва 1408 г.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва, Россия
Происходит
из праздничного чина Успенского собора во Владимире
|
Икона
Благовещение
Середина
XVI в.
Ярославский
художественный музей, Ярославль
|
Икона
Благовещение
Конец
XV — начало XVI вв.
Владимиро-Суздальский
историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир, Россия
Происходит
из Покровского монастыря в Суздале
|
Икона
Благовещение (ок.1580)
США, Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон
|
Икона
Благовещение,
с Акафистом в 26 клеймах
1570-е
годы
Государственная
Третьяковская галерея, Москва,
|
Икона
Благовещение Устюжское (1130-1140)
Москва, Третьяковская галерея
|
У́стюжское
Благовещение» — русская икона Благовещения Пресвятой Богородицы, написанная в
20—30-х годах XII века в Великом Новгороде. Одна из немногих сохранившихся
русских икон домонгольского периода. В настоящее время хранится в
Государственной Третьяковской галерее. В Русской православной церкви 8 июля (по
юлианскому календарю) установлено празднование в воспоминание легендарного
чуда, связанного с нею, — «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во
граде Устюге»
Икона
Благовещение
Устюжское
Конец
XVI — начало XVII вв.
Государственный
музей-заповедник «Коломенское», Москва
|
В
лоне Богоматери, на фоне красного овала, изображен Христос Эммануил. Он обращен
к архангелу и благословляет его. Христос представлен обнаженным, что указует на
момент воплощения и образ жертвенного агнца.
В
русских источниках Богоматерь с «нерожденным» Христом на груди иногда
называется «Богоматерь Воплощение». Символика образа Эммануила находит свое
толкование в текстах ветхозаветных пророчеств: «Се Дева во чреве приимет и
родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7 : 14).
Тема
воплощения Бога, воплощения Божественной Премудрости, подчеркивается в данной
иконографии и такими деталями, как скала с пещерой. Скала и пещера с вертепом
являются здесь прообразами будущего рождения Спасителя, на что указывает и
надпись, выполненная в проеме пещеры: «Гора и вертепъ в не же родися
Х[ристо]с». Не случайно в византийской и русской живописи сцена Рождества
Христова традиционно изображается на фоне скалы с пещерой. В сюжете
«Благовещение» такие детали встречаются только в памятниках «устюжского» извода
начиная с XVI века. Введение в сцену «Благовещения» новых иконографических
деталей связано с обращением художников-иконописцев не только к тексту
Евангелия (Лк. 1 : 26–38), но и к поэтическим образам Акафиста Богоматери.
Икона
Благовещение
Школа:
Москва Первая четверть XVIII в.
Центральный
музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Из
церкви свт. Пимена в Новых Воротниках в Москве.
|
Икона
Благовещение
Деев
Михаил !797 г.
Государственный
музей истории религии, Санкт-Петербург
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас,
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.