Русские иконы ВОЗНЕСЕНИЕ Russian icons The Ascension
Икона
Вознесение
Двусторонняя
икона-таблетка
Школа:
Новгород Конец XV — начало XVI вв.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
|
Иконография
Вознесения восходит к византийскому искусству. Она сложилась на основе текстов
Евангелия (Марк XVI, 15–20; Лука XXIV, 42–52) и Деяния апостолов (I, 4–12). По
легенде, Христос на сороковой день после своего воскресения из мертвых повел
своих учеников на гору Елеонскую и там вознесся на небо. Когда удивленные
апостолы смотрели на возносящегося Христа, перед ними предстали «два мужа в
белых одеждах» и рассказали о предстоящем втором пришествии Христа в конце мира.
В композиции на фоне горок изображаются: в центре — Богоматерь с воздетыми
руками, по сторонам — апостолы (одиннадцать или двенадцать) и два ангела в
светлых одеждах, указывающие апостолам на Христа. Возносящийся Христос
изображается над горками, в славе, поддерживаемый летящими ангелами.
Икона
Вознесение
Из
праздничного чина
Рублев
Андрей
1408
г.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва, Россия
Происходит
из праздничного чина Успенского собора во Владимире
|
Икона
Вознесение
Из
праздничного чина
Школа
Рублева 1410–1420-е годы
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Из
собрания С. П. Рябушинского.
Входит
в состав Звенигородского праздничного чина.
|
Икона
Вознесение
Из
праздничного чина
Школа:
Тверь Середина XV в.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
|
Икона
Вознесение (XVI в)
США, Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон
|
Икона
Вознесение
Из
праздничного чина
Школа:
Псков Первая половина XVI в.
Псковский
гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков
Из
праздничного чина церкви Николы погоста Любятово в Пскове.
|
Икона
Золотарев
Карп Иванов и живописцы Посольского приказа
Школа:
Москва 1694 г.
Церковь
Покрова в Филях, Москва
|
Образ
из церкви Покрова в Филях (икона выше), как почти все иконы сохранившегося подлинного
иконостаса верхнего храма Спаса Нерукотворного, выполнен в необычной для
древнерусской традиции технике и стиле. Заказчиком храма и его иконостаса был
дядя Петра I боярин Лев Кириллович Нарышкин, известный своими прозападными
взглядами и тяготевший к европейской эстетике. Иконы были написаны бригадой
живописцев во главе с Карпом Ивановым Золотаревым, работавшим при посольском
приказе, который в те годы возглавлял Л. К. Нарышкин.
Икона
Вознесение
Господне
Из
праздничного чина Конец XVIII в.
Центральный
музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Из
праздничного чина иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии.
|
Икона
Вознесение
Господне 18в.
©Государтсвенный Эрмитаж
|
Икона
Вознесение
Господне
Хромолитография 1892г.
©Государственный Эрмитаж
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас,
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.