Русские иконы БОГОЯВЛЕНИЕ (КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ) Russian icons The Baptism of Christ (The Epiphany)

БОГОЯВЛЕНИЕ (КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ)
КАК ПИШУТ ИКОНЫ

Икона
Крещение
Школа: Москва 1408 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконография Крещения Господня сложилась на основе евангельских текстов о крещении — омовении Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан (Мф. 3 : 13–17; Мк. 1 : 9–11; Лк. 3 : 21–22; Ин. 1 : 29–34). Это событие в земной жизни Спасителя настолько важно, что оно описано во всех четырех Евангелиях. Как безгрешный Бог, Христос не нуждался в крещении «во оставление» грехов, но, смирив себя перед людьми, приняв на себя человеческую природу, воплощенный Логос приходит на Иордан принять Иоанново крещение, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3 : 15).

Икона
Крещение
Из праздничного чина Ок. 1497 г.

Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов, Россия

Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.


Икона
Крещение
Рублев Андрей (?) 1425–1427 гг.

Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад


Икона
Богоявление
Двусторонняя икона-таблетка
Вторая половина XVI в. Холст, темпера.

Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир, Россия


Икона
Богоявление
Из праздничного чина Последняя четверть XVI в.

Ярославский художественный музей,


Икона
Богоявление
Первая треть XVIII в.

Архангельский музей изобразительных искусств, Архангельск


Икона
Крещение Господне
Хромолитография 1892г
© Государственный Эрмитаж   


Икона
Богоявление (Крещение Господне)
Удалов И. 1907 г.

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Икона из Рыбинского музея существенно отличается от традиционных изображений на этот сюжет. Необычно для православной иконописи расположение Иоанна Крестителя — по левую, а не по правую руку от Христа, как в обратном переводе с прорисей. Предтеча сжимает длинный крестообразный посох, который обвит по средокрестию белой лентой с письменами, — явное заимствование из западноевропейских образцов. Эфемерные, тающие в воздухе ангелы спустились на облаке, застилающем очертания берега. Призрачные силуэты небесных посланников наполовину скрыты за рамой полей. Таинственность происходящего усиливает парящий в потоке света белый голубь — Дух Святой. Фон иконы написан словно с натуры, в предрассветный час: сумеречное свечение ложится холодными отблесками на белые одеяния ангелов, скользит по локонам их кудрей. У горизонта «по-васнецовски» пылают всполохи зари, окрашивая розовым рябь воды, прибрежные камни и тяжелые складки облачений. Лишь орнаментальная «плетенка» на полях возвращает воображение, увлекшееся чувственной иллюзорной красотой природы, в лоно условности иконного языка.

Икона ориентирована на стиль петербургской мастерской М. С. Пешехонова, состоявшей преимущественно из палешан. Удаловы — известное в Палехе семейство иконописцев, один из которых, П. Г. Удалов, в 1840-х годах владел собственной мастерской в Петербурге. Очевидно, И. Удалов происходил из той же семьи. На рубеже XIX–XX веков он имел мастерскую на Загородном проспекте в Петербурге, где исполняли иконы маслом на дереве и на металле. Труды пешехоновских мастеров и их подражателей, по замечанию М. М. Красилина, можно встретить по всей России.(Красилин М. М. Русская икона в XVIII — начале XX веков)


Икона
Богоявление (Крещение Господне) (конец XVIII - начало XIX вв)
Британский музей Лондон


Икона
Богоявление (Крещение Господне)
 Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США

Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, 

ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт: Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.