Русские иконы БОГОЯВЛЕНИЕ (КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ) Russian icons The Baptism of Christ (The Epiphany)
Икона
Крещение
Школа:
Москва 1408 г.
Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург
|
Иконография
Крещения Господня сложилась на основе евангельских текстов о крещении —
омовении Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан (Мф. 3 : 13–17; Мк. 1 : 9–11;
Лк. 3 : 21–22; Ин. 1 : 29–34). Это событие в земной жизни Спасителя настолько
важно, что оно описано во всех четырех Евангелиях. Как безгрешный Бог, Христос
не нуждался в крещении «во оставление» грехов, но, смирив себя перед людьми,
приняв на себя человеческую природу, воплощенный Логос приходит на Иордан
принять Иоанново крещение, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3 : 15).
Икона
Крещение
Из
праздничного чина Ок. 1497 г.
Кирилло-Белозерский
историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов, Россия
Из
праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского
монастыря.
|
Икона
Крещение
Рублев
Андрей (?) 1425–1427 гг.
Троицкий
собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад
|
Икона
Богоявление
Двусторонняя
икона-таблетка
Вторая
половина XVI в. Холст, темпера.
Владимиро-Суздальский
историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир, Россия
|
Икона
Богоявление
Из
праздничного чина Последняя четверть XVI в.
Ярославский
художественный музей,
|
Икона
Богоявление
Первая
треть XVIII в.
Архангельский
музей изобразительных искусств, Архангельск
|
Икона
Крещение
Господне
Хромолитография
1892г
©
Государственный Эрмитаж
|
Икона
Богоявление
(Крещение Господне)
Удалов
И. 1907 г.
Рыбинский
государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
|
Икона
из Рыбинского музея существенно отличается от традиционных изображений на этот
сюжет. Необычно для православной иконописи расположение Иоанна Крестителя — по
левую, а не по правую руку от Христа, как в обратном переводе с прорисей.
Предтеча сжимает длинный крестообразный посох, который обвит по средокрестию
белой лентой с письменами, — явное заимствование из западноевропейских
образцов. Эфемерные, тающие в воздухе ангелы спустились на облаке, застилающем
очертания берега. Призрачные силуэты небесных посланников наполовину скрыты за
рамой полей. Таинственность происходящего усиливает парящий в потоке света
белый голубь — Дух Святой. Фон иконы написан словно с натуры, в предрассветный
час: сумеречное свечение ложится холодными отблесками на белые одеяния ангелов,
скользит по локонам их кудрей. У горизонта «по-васнецовски» пылают всполохи
зари, окрашивая розовым рябь воды, прибрежные камни и тяжелые складки
облачений. Лишь орнаментальная «плетенка» на полях возвращает воображение,
увлекшееся чувственной иллюзорной красотой природы, в лоно условности иконного
языка.
Икона
ориентирована на стиль петербургской мастерской М. С. Пешехонова, состоявшей
преимущественно из палешан. Удаловы — известное в Палехе семейство иконописцев,
один из которых, П. Г. Удалов, в 1840-х годах владел собственной мастерской в
Петербурге. Очевидно, И. Удалов происходил из той же семьи. На рубеже XIX–XX
веков он имел мастерскую на Загородном проспекте в Петербурге, где исполняли
иконы маслом на дереве и на металле. Труды пешехоновских мастеров и их
подражателей, по замечанию М. М. Красилина, можно встретить по всей России.( Красилин
М. М. Русская икона в XVIII — начале XX веков)
Икона
Богоявление (Крещение Господне) (конец XVIII - начало XIX вв)
Британский музей Лондон
|
Икона
Богоявление (Крещение Господне)
Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США
|
Икона
Богоявление
Псковская
школа нач. 14 века
©
Государственный Эрмитаж
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас,
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт: Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт: Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.