Русские иконы ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ Russian icons Basil of Caesarea

ИКОНА
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

Икона
Василий Великий
Из деисусного чина
Школа: Москва Последняя четверть XIV в.

Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва
Икона находится в деисусном чине собора.

Святитель Василий Великий (329/330–379) — один из трех вселенских учителей Церкви, епископ Кесарии Каппадокийской. Происходил из богатой и знатной многодетной семьи, исповедовавшей христианство. Младшими братьями святого были святитель Григорий Нисский и Петр Севастийский, близким другом — святитель Григорий Богослов. Обучался риторике в Константинополе и Афинах; по возвращении на родину принял крещение в зрелом возрасте. В 370 году стал Кесарийским епископом. Известен как один из создателей литургии — основной церковной службы, во время которой совершается таинство причастия, а также чина великого водоосвящения и некоторых молитв. Св. Василию принадлежит целый ряд догматических, поучительных и аскетических сочинений и посланий. Память святого отмечается 1/14 января и в Соборе вселенских учителей и святителей — 30 января / 12 февраля.

Святитель Василий Великий, с житием
Первая половина XVI в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Происхождение неизвестно, находилась в собрании А. В. Морозова.

Житие св. Василия приписывается его современнику Амфилохию Иконийскому (IV в.). Во время первого крестового похода мощи святителя перенесены из Кесарии во Фландрию, где они находятся в храме св. Василия в Брюгге. Согласно церковным преданиям православной традиции, его глава хранится в монастыре Великая Лавра на Афоне, куда ее подарил в 964 году византийский император Никифор II Фока. Перст св. Василия был принесен на Русь предположительно в 40-е годы XVII века и хранился в Успенском соборе Московского Кремля.


Изображения св. Василия известны с VII века. На Руси они были широко распространены — как единоличные, так и вместе со святителями Иоанном Златоустом и Григорием Богословом. Житийные циклы святого с XVI века часто встречаются в монументальной живописи и книжной миниатюре, а также в иконах, и отличаются подробностью и разнообразием подбора сюжетов.

Клейма:

  1. Рождество св. Василия
  2. Крещение св. Василия
  3. Приведение во учение
  4. Поставление в диаконы
  5. Поставление в епископы
  6. Явление Христа св. Василию
  7. Создание св. Василием литургии
  8. Служение литургии св. Василием
  9. Почитание икон
  10. Поучение иноков в пустыне
  11. Моление св. Василия
  12. Обличение ариан
  13. Послание против ариан
  14. Изгнание беса
  15. Несение тела св. Василия
  16. Погребение св. Василия

Василий Великий
Из деисусного чина. Ростово-Суздальская школа Ок. 1486 г.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Из деисусного чина, происходящего из деревянной церкви Ризоположения села Бородавы Кирилловского района Вологодской области.


Василий Великий с житием
Холмогорец Семен Спиридонов
Школа: Ярославль 1674 г.
Ярославский художественный музей, Ярославль


Василий Великий
Из деисусного чина ок. 1497 г.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов, Россия

Икона из деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.


Василий Великий с житием. 18век.
 Частная коллекция




Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.