Русские иконы СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ / Russian icons The Holy Face (The Vernicle, The Mandylion)
Икона
Спас
Нерукотворный
Двусторонняя
выносная икона
Школа:
Новгород Вторая половина XII в.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Происходит
из Успенского собора Московского Кремля
|
Спас
Нерукотворный - чудотворный Мандилио́н, особый тип изображения Христа,
представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион от (греч. κεραμιδιών —
черепица), представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или
черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в
барабане купола, друг напротив друга.
Иконы
Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке.
Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа — Новгородский
Спас Нерукотворный (вторая половина XII века). Можно выделить следующие
иконографические типы Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» или просто
«Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка
и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»),
«Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах,
скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном
служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто
более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.
Икона
Спас
Нерукотворный
Школа:
Ростово-Суздальская школа Первая половина XIV в.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Из
церкви Введения в Ростове Великом, куда попала из деревянной церкви на
Борисоглебской стороне, сгоревшей в начале XVIII века.
|
О
происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, существуют две
группы преданий, каждая из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.
Восточное
предание о Нерукотворном образе, более древнее, прослеживается с первой
половины IV века. История связана с больным царем Эдессы (Месопотамия,
современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгарем V Уккамой и посещением его Фаддеем
после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл
лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его
художнику. Так как борода после умывания водой была мокрая, то она отпечаталась
в виде клина одной пряди, и поэтому этот нерукотворный образ иногда называют
«Спас Мокрая Брада». Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в
истории иконой.
Икона
Спас
Нерукотворный «Мокрая Брада»
Школа:
Москва XV в.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Поступила
из Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова в 1929 году
|
Западный
вариант предания возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего,
в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника,
сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной
платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся
на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники», хранится в соборе св. Петра в
Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа
возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). Отличительная
особенность изображений «Плат Вероники» от «Спаса Мокрая Брада» — терновый
венец на голове Спасителя, так как оно отпечаталось на платке Вероники во время
несения Иисусом Христом креста. В средневековой западной иконографии эти два
изображения часто путали.
Икона
Спас
Нерукотворный
XIV
в. (?), Византия (?); конец XVII (?) — XIX в., Москва
Государственный
исторический музей, Москва
|
Спас
Нерукотворный
Первая
половина XVI в.
Дерево,
темпера; оклад — серебро, золото, сапфир, басма, эмаль по скани, золочение.
Владимиро-Суздальский
историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир
Происходит
из Покровского монастыря в Суздале.
|
Спас
Нерукотворный
Школа:
Новгород (?)
Вторая
половина XVI в.
Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург
Икона
находилась в Успенском соборе города Тихвина (Ленинградская область).
|
Спас
Нерукотворный
Ушаков
Симон Федорович
Школа:
Оружейная палата Московского Кремля
Конец
1660-х — начало 1670-х
Государственный
исторический музей, Москва
Из
Троицкого собора Успенского монастыря в Александровской слободе.
|
Спас
Нерукотворный
Ушаков
Симон Федорович 1673 г.
Государственная
Третьяковская галерея
Происходит
из ризницы Троице-Сергиевой Лавры.
|
Спас
Нерукотворный с Акафистом
Балякин
Иван Ильич (середина XVIII в., Палех), Буторин Никита Михайлович
Школа:
Палех (средник — Великий Устюг(?))
Середина
XVIII в. — рама с Акафистом; XVI в. — средник
Palekh
Государственный
музей палехского искусства, Палех, Россия
|
Икона
Спас Нерукотворный
(ок.1525) Массачусетс, Клинтон, Музей
русских икон США
|
Икона
Спас Нерукотворный
(ок.1700) Массачусетс, Клинтон, Музей
русских икон США
|
Икона
Спас Нерукотворный
(ок.1850) Массачусетс, Клинтон, Музей
русских икон США
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.