Русские иконы СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ / Russian icons The Holy Face (The Vernicle, The Mandylion)

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ


Икона
Спас Нерукотворный
Двусторонняя выносная икона
Школа: Новгород Вторая половина XII в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Происходит из Успенского собора Московского Кремля

Спас Нерукотворный - чудотворный Мандилио́н, особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион от (греч. κεραμιδιών — черепица), представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга.

Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа — Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века). Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.


Икона
Спас Нерукотворный
Школа: Ростово-Суздальская школа Первая половина XIV в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Из церкви Введения в Ростове Великом, куда попала из деревянной церкви на Борисоглебской стороне, сгоревшей в начале XVIII века.

О происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, существуют две группы преданий, каждая из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.

Восточное предание о Нерукотворном образе, более древнее, прослеживается с первой половины IV века. История связана с больным царем Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгарем V Уккамой и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Так как борода после умывания водой была мокрая, то она отпечаталась в виде клина одной пряди, и поэтому этот нерукотворный образ иногда называют «Спас Мокрая Брада». Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой.


Икона
Спас Нерукотворный «Мокрая Брада»
Школа: Москва  XV в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Поступила из Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова в 1929 году

Западный вариант предания возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники», хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). Отличительная особенность изображений «Плат Вероники» от «Спаса Мокрая Брада» — терновый венец на голове Спасителя, так как оно отпечаталось на платке Вероники во время несения Иисусом Христом креста. В средневековой западной иконографии эти два изображения часто путали.


Икона
Спас Нерукотворный
XIV в. (?), Византия (?); конец XVII (?) — XIX в., Москва

Государственный исторический музей, Москва



Спас Нерукотворный
Первая половина XVI в.

Дерево, темпера; оклад — серебро, золото, сапфир, басма, эмаль по скани, золочение.
Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир

Происходит из Покровского монастыря в Суздале.



Спас Нерукотворный
Школа: Новгород (?)

Вторая половина XVI в.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Икона находилась в Успенском соборе города Тихвина (Ленинградская область).



Спас Нерукотворный
Ушаков Симон Федорович
Школа: Оружейная палата Московского Кремля
Конец 1660-х — начало 1670-х

Государственный исторический музей, Москва

Из Троицкого собора Успенского монастыря в Александровской слободе.



Спас Нерукотворный
Ушаков Симон Федорович 1673 г.

Государственная Третьяковская галерея
Происходит из ризницы Троице-Сергиевой Лавры.



Спас Нерукотворный с Акафистом
Балякин Иван Ильич (середина XVIII в., Палех), Буторин Никита Михайлович
Школа: Палех (средник — Великий Устюг(?))

Середина XVIII в. — рама с Акафистом; XVI в. — средник
Palekh
Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия



Икона
Спас Нерукотворный
(ок.1525) Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США



Икона
Спас Нерукотворный
(ок.1700) Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США



Икона
Спас Нерукотворный
(ок.1850) Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США




Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.