Русские иконы ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ (Гостеприимство Авраама) Russian icons The Hospitality of Abraham (Old Testament Trinity)
Икона
Троица
Филатьев
Тихон Иванов
Москва
Середина XIV в.
Успенский
cобор Московского Кремля, Москва
|
Непосредственное
изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и
триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18), поэтому
каноническими признаны лишь изображения в символическом виде — главным образом,
Троица Ветхозаветная.
Наиболее
часто используется сюжет так называемого «гостеприимства Авраама» — явления ему трех ангелов.
По
библейскому рассказу (Библия, кн. Бытия, XVIII) в Троице Ветхозаветной Аврааму,
сидящему перед своим шатром у дуба Мамврийского, явился Бог в образе трех
мужей-странников. Авраам и жена его Сарра оказывают им гостеприимство и
предлагают трапезу (еду). Для этого заколот отборный теленок, испечен свежий
хлеб. За трапезой происходит беседа, во время которой Бог предрекает Аврааму
рождение от Сарры сына Исаака.
Первоначально
в изображении Троицы русские иконописцы следуют тексту книги Бытия и лишь с XV
в., после создания Троицы Рублева, получает распространение догматическое
толкование темы, выразившееся в сокращенной композиции с тремя ангелами (без Авраама,
Сарры и заклания тельца). Икона А.Рублева представлена ниже.
Икона
Троица
Рублев
Андрей
Москва Ок. 1411 г.
Государственная
Третьяковская галерея
|
Икона
Рублева стала образцом для многих поколений иконописцев. Особое значение этот
образец получает в культуре XVI века — так, Стоглавый собор 1551 года утвердил:
«Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и
как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие живописцы...».
Икона
Живоначальная
Троица
Тверь
Конец XV — начало XVI вв.
Центральный
музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
|
Образ
из Троицкой церкви села Дивная Гора близ Углича
Подобно
многим другим иконам XVI века, икона из Углича (выше) повторяет, в общих
чертах, иконографию прославленного рублевского прототипа. Вместе с тем,
круговое построение композиции, которое в рублевской иконе символизировало
непостижимое единство божественных ипостасей, здесь выражено не так отчетливо.
Верхняя зона, отведенная под изображение палат Авраама, Мамврийского дуба и
горы Мориа, на иконе из Углича увеличена, а изображение ангельской трапезы в
нижней части иконы несколько вытянуто по горизонтали. Судя по сохранившимся
произведениям, горизонтальное построение композиции было характерно для
некоторых византийских икон конца XIV — начала XV веков. Нельзя исключать, что
подобный вариант иконографии, наряду с «Троицей» Рублева, мог послужить
образцом для иконы из Углича.
Икона
Гостеприимство
Авраама (т.н. «Ветхозаветная» Троица)
Из
праздничного чина
Псков.
Первая половина XVI в.
Псковский
гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков
Происходит
из церкви архангелов Михаила и Гавриила в Городце в Пскове (1139–1340). В
Псковский музей поступила после 1925 года. Во время Великой Отечественной
войны похищена фашистами. Возвращена после 1945 года.
|
Икона
Троица
Ветхозаветная, с деяниями в 24 клеймах
Вторая
половина XVI в. (до 1587 г.)
Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург
Пост. в 1914 из Покровского монастыря в Суздале.
|
Икону
считали одной из главных святынь храма, о чем свидетельствовал богатый
«приклад», пожертвованный царем Федором Иоанновичем. Высокие художественные
достоинства иконы позволяют причислить ее к выдающимся произведениям своего
времени. Композиция средника восходит к «Троице» Андрея Рублева. Содержание
клейм основано на тексте Толковой Палеи, из которой выбраны сюжеты,
разъясняющие сущность догмата о Святой Троице. (Т. Вилинбахова)
Клейма
1.
Сотворение мира
2.
Творение земли и воды, отделение воды от суши
3.
Свержение падших духов
4.
Сотворение Адама и грехопадение
5.
Изгнание из рая
6.
Строительство Ноева ковчега
7.
Строительство Вавилонской башни
8.
Авраам встречает Троицу
9.
Авраам омывает ноги путникам
10.
Сарра готовит хлеб
11.
Авраам и Сарра служат Троице во время трапезы
12.
Авраам провожает путников
13.
Три уходящих ангела-путника
14.
Гибель Содома и жена Лота, обратившаяся в соляной столп
15.
Спасение дочерей Лота
16.
Жертвоприношение Авраама
17.
Сон Иакова
18.
Пророчество Валаама о Моисее
19.
Явление Моисею Неопалимой Купины
20.
Переход евреев через Красное море
21.
Моисей на горе Синайской и битва израильтян с амаликитянами
22.
Изведение Моисеем воды из камня
23.
Моисей получает скрижали завета и история золотого тельца
24.
Скиния святых и принесение жертв Богу
Икона
Святая Троица
Инок Паисий ок. 1484г.
©
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева,
Москва
Из
Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря
|
Икона
Святая Троица (гостеприимство Авраама) ок. 1663г.
©
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева,
Москва
|
Икона
Святая
Троица
Москва 1586 г.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Происходит
из Ипатьевского монастыря города Костромы
|
Икона выше. На
окладе средника иконы (в настоящее время детали оклада и пластина с надписью
сняты и хранятся в Третьяковской галерее) на серебряной пластине излагается
вкладная запись, из которой следует, что образ Троицы был написан, украшен и
поставлен в Ипатьевском монастыре повелением боярина Дмитрия Ивановича
Годунова: «Церкви Божией на украшение, по своей душе и по своих родителей в
вечное поминовение. 1586 год».
Боярин
Дмитрий Иванович Годунов, дядя и воспитатель царя Бориса Годунова (ок.
1552–1605), был пожалован в Думу в чине постельничего в 1571 г. С этого времени
начинается возвышение рода Годуновых. В 1580 г. воспитанница Дмитрия Ивановича
Ирина Феодоровна Годунова (сестра Бориса Годунова) была обвенчана с царевичем
Феодором Иоанновичем, будущим царем.
Костромской
Троицкий Ипатьевский монастырь основан в середине XIV в. татарским мурзой
Четом. На его пути из Орды в Москву ему было явление Богоматери с апостолом
Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским. Приняв крещение, на месте явления
он основал монастырь с главным храмом во имя Троицы.
Чет
является родоначальником бояр Годуновых, которые стали богатейшими ктиторами
Троицкого Ипатьевского монастыря. Монастырь особенно прославился в начале XVII
в., укрывая в Смутное время будущего молодого царя Михаила Феодоровича
Романова.
Икона
Троица
Ветхозаветная
XVI
в.
Дерево,
резьба, темперная роспись. Оклад — серебро; гравировка. Сорочка из тонкого
холста.
Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург
|
Икона
Троица
Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)
Середина
XVI в.
Ярославский
художественный музей, Ярославль
|
Икона
Святая
Троица в бытии
1580-е
годы
|
Икона
Святая
Троица
Середина
XVII в.
Дерево,
темпера; оклад — серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг,
чеканка, чернь, золочение.
Владимиро-Суздальский
историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас,
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Антонова
В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской
живописи XI–XVIII вв. М., 1963
Русские монастыри: искусство и традиции. — CПб.: Palace Editions, 1997.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.