Русские иконы ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ (Гостеприимство Авраама) Russian icons The Hospitality of Abraham (Old Testament Trinity)

ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ
(ГОСТЕПРИИМСТВО АВРААМА)
КАК ПИШУТ ИКОНЫ


Икона
Троица 
Филатьев Тихон Иванов
Москва Середина XIV в.
Успенский cобор Московского Кремля, Москва

Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18), поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде — главным образом, Троица Ветхозаветная.

Наиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства  Авраама» — явления ему трех ангелов.
По библейскому рассказу (Библия, кн. Бытия, XVIII) в Троице Ветхозаветной Аврааму, сидящему перед своим шатром у дуба Мамврийского, явился Бог в образе трех мужей-странников. Авраам и жена его Сарра оказывают им гостеприимство и предлагают трапезу (еду). Для этого заколот отборный теленок, испечен свежий хлеб. За трапезой происходит беседа, во время которой Бог предрекает Аврааму рождение от Сарры сына Исаака.

Первоначально в изображении Троицы русские иконописцы следуют тексту книги Бытия и лишь с XV в., после создания Троицы Рублева, получает распространение догматическое толкование темы, выразившееся в сокращенной композиции с тремя ангелами (без Авраама, Сарры и заклания тельца). Икона А.Рублева представлена ниже.



Икона
Троица
Рублев Андрей
Москва  Ок. 1411 г.

Государственная Третьяковская галерея

Икона Рублева стала образцом для многих поколений иконописцев. Особое значение этот образец получает в культуре XVI века — так, Стоглавый собор 1551 года утвердил: «Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие живописцы...».


Икона
Живоначальная Троица
Тверь Конец XV — начало XVI вв.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Образ из Троицкой церкви села Дивная Гора близ Углича

Подобно многим другим иконам XVI века, икона из Углича (выше) повторяет, в общих чертах, иконографию прославленного рублевского прототипа. Вместе с тем, круговое построение композиции, которое в рублевской иконе символизировало непостижимое единство божественных ипостасей, здесь выражено не так отчетливо. Верхняя зона, отведенная под изображение палат Авраама, Мамврийского дуба и горы Мориа, на иконе из Углича увеличена, а изображение ангельской трапезы в нижней части иконы несколько вытянуто по горизонтали. Судя по сохранившимся произведениям, горизонтальное построение композиции было характерно для некоторых византийских икон конца XIV — начала XV веков. Нельзя исключать, что подобный вариант иконографии, наряду с «Троицей» Рублева, мог послужить образцом для иконы из Углича.


Икона
Гостеприимство Авраама (т.н. «Ветхозаветная» Троица)
Из праздничного чина
Псков. Первая половина XVI в.

Псковский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков

Происходит из церкви архангелов Михаила и Гавриила в Городце в Пскове (1139–1340). В Псковский музей поступила после 1925 года. Во время Великой Отечественной войны похищена фашистами. Возвращена после 1945 года.



Икона
Троица Ветхозаветная, с деяниями в 24 клеймах
Вторая половина XVI в. (до 1587 г.)

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Пост. в 1914 из Покровского монастыря в Суздале.

Икону считали одной из главных святынь храма, о чем свидетельствовал богатый «приклад», пожертвованный царем Федором Иоанновичем. Высокие художественные достоинства иконы позволяют причислить ее к выдающимся произведениям своего времени. Композиция средника восходит к «Троице» Андрея Рублева. Содержание клейм основано на тексте Толковой Палеи, из которой выбраны сюжеты, разъясняющие сущность догмата о Святой Троице. (Т. Вилинбахова)



Клейма
1.                  Сотворение мира
2.                  Творение земли и воды, отделение воды от суши
3.                  Свержение падших духов
4.                  Сотворение Адама и грехопадение
5.                  Изгнание из рая
6.                  Строительство Ноева ковчега
7.                  Строительство Вавилонской башни
8.                  Авраам встречает Троицу
9.                  Авраам омывает ноги путникам
10.              Сарра готовит хлеб
11.              Авраам и Сарра служат Троице во время трапезы
12.              Авраам провожает путников
13.              Три уходящих ангела-путника
14.              Гибель Содома и жена Лота, обратившаяся в соляной столп
15.              Спасение дочерей Лота
16.              Жертвоприношение Авраама
17.              Сон Иакова
18.              Пророчество Валаама о Моисее
19.              Явление Моисею Неопалимой Купины
20.              Переход евреев через Красное море
21.              Моисей на горе Синайской и битва израильтян с амаликитянами
22.              Изведение Моисеем воды из камня
23.              Моисей получает скрижали завета и история золотого тельца
24.              Скиния святых и принесение жертв Богу



Икона
Святая Троица
Инок Паисий ок. 1484г.
© Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря



Икона
Святая Троица (гостеприимство Авраама) ок. 1663г.
© Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва



Икона
Святая Троица
Москва  1586 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Происходит из Ипатьевского монастыря города Костромы

Икона выше. На окладе средника иконы (в настоящее время детали оклада и пластина с надписью сняты и хранятся в Третьяковской галерее) на серебряной пластине излагается вкладная запись, из которой следует, что образ Троицы был написан, украшен и поставлен в Ипатьевском монастыре повелением боярина Дмитрия Ивановича Годунова: «Церкви Божией на украшение, по своей душе и по своих родителей в вечное поминовение. 1586 год».


Боярин Дмитрий Иванович Годунов, дядя и воспитатель царя Бориса Годунова (ок. 1552–1605), был пожалован в Думу в чине постельничего в 1571 г. С этого времени начинается возвышение рода Годуновых. В 1580 г. воспитанница Дмитрия Ивановича Ирина Феодоровна Годунова (сестра Бориса Годунова) была обвенчана с царевичем Феодором Иоанновичем, будущим царем.

Костромской Троицкий Ипатьевский монастырь основан в середине XIV в. татарским мурзой Четом. На его пути из Орды в Москву ему было явление Богоматери с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским. Приняв крещение, на месте явления он основал монастырь с главным храмом во имя Троицы.

Чет является родоначальником бояр Годуновых, которые стали богатейшими ктиторами Троицкого Ипатьевского монастыря. Монастырь особенно прославился в начале XVII в., укрывая в Смутное время будущего молодого царя Михаила Феодоровича Романова.



Икона
Троица Ветхозаветная
XVI в.

Дерево, резьба, темперная роспись. Оклад — серебро; гравировка. Сорочка из тонкого холста.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Икона
Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)
Середина XVI в.

Ярославский художественный музей, Ярославль



Икона
Святая Троица в бытии
1580-е годы

Сольвычегодский историко-художественный музей, Сольвычегодск



Икона
Троица Ветхозаветная
Конец XVI — начало XVII вв

Государственная Третьяковская галерея, Москва



Икона
Святая Троица
Середина XVII в.

Дерево, темпера; оклад — серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, чеканка, чернь, золочение.

Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир





Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, 

ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI–XVIII вв. М., 1963
Русские монастыри: искусство и традиции. — CПб.: Palace Editions, 1997.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.