Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Russian icons The image of the Our Lady of the Sign

БОГОМАТЕРЬ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ
КАК ПИШУТ ИКОНЫ

Икона
Богоматерь Знамение (описание Образа ниже)
XIX в. Оклад второй половины XVII века.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Поставлена в 1923 из Соловецкого монастыря.

Иконография. Знамение – знак, чудо. В этих иконах Богоматерь изображается в анфас, с руками, простертыми к небу, и Младенцем в медальоне у Нее на груди. Христос правой рукой благословляет мир, а левой держит свернутый свиток. Это поясной вариант иконографического типа «Великая Панагия».
Иконы Богоматери Знамение помещаются так же в центре четвергового пророческого яруса иконостаса, олицетворяя пророчество о рождении Христа.

Образ «Богоматери Знамение» представленный выше относится к группе вкладных икон Соловецкого монастыря, хранившихся в его ризнице. Древнейшая икона, где изображена Богоматерь с молитвенно поднятыми руками и явленным на Ее лоне Божественным младенцем, находилась в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
Наименование «Знамение» получила под влиянием сказания о чудесном спасении Новгорода от войска суздальцев в 1170 году, когда во время осады города почитаемая икона была принесена на крепостную стену и стрелявшие в горожан и икону суздальцы были поражены слепотою.

В XVII веке широкое распространение получили иконы «Богоматерь Знамение» небольшого размера, часто украшенные великолепными серебряными окладами. В Соловецком монастыре была своя чудотворная икона «Богоматерь Знамение», отличающаяся иконографически от новгородского извода — на полях иконы изображены в предстоянии основатели монастыря преподобные Зосима и Савватий. Вместе с тем на рассматриваемой иконе повторено изображение древней новгородской святыни. (А. Мальцева)


Икона
Богоматерь Знамение
Ярославль Первая треть XVIII в.

Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль


Икона
Богоматерь Знамение
Первая четверть XVIII в.

Государственный исторический музей, Москва

Икона «Богоматерь Знамение с приписными святыми на полях» в окладе
Россия (Север). Первая четверть XVIII в. Дерево, левкас, темпера, серебро, эмаль, кварц, альмандины, аметист, жемчуг, стекло; позолота, чеканка, резьба, канфарение.
Происходит из дома фаворита Петра I и Екатерины I Александра Даниловича Меншикова (1673–1729). Этой иконой светлейший князь 1 ноября 1729 г. «при кончине своей» благословил своего сына Александра (1714–1764).


Икона
Богоматерь Знамение с изображением битвы новгородцев с суздальцами
Первая половина XVIII в.
Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва

Средник иконы — список с древней новгородской святыни, образа Богоматери Знамение XII века, прославленного многими чудесами. В клеймах иллюстрируется текст «Сказания» о чудесном спасении Новгорода в 1170 году от нападения суздальцев благодаря заступничеству иконы Богоматери.

В 13-м и 14-м клеймах, показывая битву под стенами города, художник изобразил новгородского князя Романа, победителя суздальцев, придав ему черты портретного сходства с Петром I и одев его в воинские доспехи Петровской эпохи. Возможно, на возникновение подобного сюжета в начале XVIII века повлиял и один из эпизодов войны со шведами — строительство оборонительных сооружений вокруг Новгорода, а также та выдающаяся роль, которую сыграл Петр I в Северной войне 1700–1721 годов.

Клейма
1.                  Жители Северной Двины обращаются к суздальскому князю Андрею Боголюбскому; новгородцы решают направить свой отряд на Северную Двину за сбором дани
2.                  Андрей Боголюбский отправляет своих дружинников биться с новгородцами
3.                  Андрей Боголюбский посылает своего сына Мстислава возглавить поход против Новгорода
4.                  Осада новгородского кремля
5.                  Строительство оборонительных сооружений вокруг Новгорода
6.                  Новгородский архиепископ Иоанн во время молитвы слышит глас о том, чтобы икону Богоматери Знамение вынесли из церкви Спаса Преображения на Ильине улице и выставили на стену города
7.                  Иоанн созывает собор и рассказывает о ниспосланном ему предзнаменовании
8.                  Архиепископ со всем собором приходит в церковь и молится перед иконой Богоматери
9.                  Иоанн берет икону, с тем чтобы вынести ее из храма
10.              Икону выставляют на городскую стену; осаждающие решают брать Новгород приступом
11.              Суздальцы пускают в икону стрелы «яко дождь»; обливаясь кровавыми слезами, икона отворачивается от осаждающих
12.              Владыка Иоанн снимает с себя облачение и собирает в него слезы Богоматери; суздальцы же «начата друг друга сещи и на смерть предавати»
13.              Битва под стенами города
14.              Новгородцы берут суздальцев в плен


Икона
Богоматерь Знамение
В шитом окладе Школа: Невьянск
1820-е годы (оклад — третья четверть XIX в.)
Дерево, ковчег, оборот в рубашке, шпонки врезные встречные. Паволока тканая, левкас, темпера, золочение. Ткань, шитье по карте, бисер, стекла, перламутр.
Снимок сделан до реставрации.
Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург


Икона
Богоматерь Знамение
Алексеев Георгий ( Новгород) 1727 г.

Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии, Сергиев Посад, Россия

Образ выше. На иконе надпись: «Истинное изображение подобие и мера с самого чюдотворного образа Знамения Пресвятыя Богородицы, яже велико Нова града писал новоградский поп Георгий 1727 года. Писан сей образ по обещанию капитана Захария Опухтина».


Икона
Богоматерь Знамение с избранными святыми
Илья Пророк, Николай Чудотворец и Анастасия
Новгород. Начало XV в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва


Икона
Богоматерь Знамение, с избранными святыми
Середина XVI в.
Дерево, темпера; оклад — серебро, камни, жемчуг, басма, эмаль по скани.

Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир


Икона
Божья Матерь Знамение (ок.1680)
Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США


Икона
Божья Матерь Знамение (ок.1880)
Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США


Икона
Божья Матерь Знамение (ок.1780)
Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон США




Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.

Русские монастыри: искусство и традиции. — CПб.: Palace Editions, 1997.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.