Русские иконы ОТЕЧЕСТВО / Russian icons Paternitas (Fatherhood, The New Testament Trinity)
Икона
Отечество (ок.1667)
США, Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон
|
Иконография.
«Отечество» — «триединое божество», вариант Троицы. В центре на круглоом троне
изображается «Бог-Отец» в образе седовласого старца. На его коленях или на
груди (если фигура поясная) «Бог-Сын» — младенец Христос в образе Спаса
Еммануила. В руках младенца или над его головой «Дух Святой» в виде белого
голубя в круглом ореоле. В русской живописи композиция известна с XII века
(икона Благовещения Антоньева монастыря в Новгороде, Новгородский
художественный музей). С XVI в. у «Бога-Отца» пишется восьмиконечный нимб и
надпись «Саваоф», вместо древней «Отец» или «Ветхий Днеми».
Икона
Отечество с избранными святыми (начало XV века)
Москва, Третьяковская галерея
|
В
центре на престоле сидит Бог-Отец с младенцем Христом на коленях. В руках
младенца голубь в круглом ореоле. Престол с высокой округлой спинкой. Около
подножия «престолы»1. Вверху два серафима. По сторонам столпники Даниил и
Симеон, поясные фигуры в монашеских мантиях (на голове Симеона куколь),
помещенные на башнеобразных столбах. Справа внизу, на поземе, юный апостол в
рост (возможно, Фома). Все фигуры в фас. Вохрение по коричневато-оливковому
санкирю светлой охрой с подрумянкой и резкими короткими движками. Основные
цвета красочной гаммы: желтый, белый (одежда Отца), коричневый сиреневого
оттенка, отдельные пятна киновари и оливкового тона, позем зеленый. Фон и поля
разбеленная охра. Опуши темно-красная и желтая. Нимбы золотые с прографленным
остролистым орнаментом. Надписи киноварные: «Очь и син и святы дух».
1.
«Престолы» — один из девяти ангельских чинов. Изображаются всегда около
подножия Бога-Отца или Христа в виде огненных колес с глазами и крыльями.
Христианская религия приняла ветхозаветные понятия об ангелах. Деление же
ангелов на девять чинов небесной иерархии (высшая: серафимы, херувимы,
престолы; средняя: господства, силы, власти; низшая: начала, архангелы, ангелы)
было введено в Византийской империи, где придворные чины также делились на
девять рангов. Наиболее полно классификация ангелов изложена псевдо Дионисием
Ареопагитом (V век) в сочинении «Небесная Иерархия».
Икона
Отечество
1680-е годы
Дерево, темпера.
Музеи Московского Кремля, Москва, Россия
|
Эта большая икона была средником праотеческого
ряда иконостаса собора Вознесенского монастыря. Такой ряд, завершавший
композицию иконостаса, появился в русских церквях не ранее середины XVI века и
первоначально был значительно ниже остальных рядов. Полнофигурным он стал,
по-видимому, лишь с середины XVII века. В общей иконографической программе
иконостаса праотеческий ряд представляет «дозаконный период» истории
человечества — ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева.
На иконе под видом старца — Ветхого
Деньми, восседающего на огненных херувимах и многоочатых тронах, представлен
образ первого лица Святой Троицы — Бога Отца. Руки Ветхого Деньми простерты в
стороны с жестом архиерейского благословения. Золотой звездчатый нимб
символизирует вечность. Надпись по сторонам нимба гласит: «Г[оспо]дь Саваоф»,
что прямо указывает на видение пророка Исайи: «глаза мои видели Царя, Господа
Саваофа» (Ис. 6 : 5).
На коленях у Бога Отца сидит отрок Христос
с таким же благословляющим жестом простертых рук. У него крестчатый нимб с
обычным надписанием и монограммой IC ХС. Над головой Христа изображен слетающий
голубь — Святой Дух. Бог Отец и Христос облачены в светлые хитоны и гиматии,
обильно украшенные ассистом, который являет образ небесной славы: «Ты
одеваешься светом, как ризою...» (Пс. 103 : 2). Изображение Троицы обрамляют
клубящиеся облака, что также соответствует описаниям ветхозаветных явлений
Божества: «...слава Господня явилась в облаке» (Исх. 16 : 10). В углах иконы на
фоне облаков представлены символы евангелистов.
Икона. Отечество
Из праотеческого ряда иконостаса Ок. 1654 г.
Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль, Россия
Икона происходит из праотеческого чина главного иконостаса церкви Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле.
Икона
Отечество
Из праотеческого ряда иконостаса Ок. 1654 г.
Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль, Россия
Икона происходит из праотеческого чина главного иконостаса церкви Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле.
|
В 1667 году в Москве состоялся Большой
церковный собор, запретивший писать подобные иконные изображения. Кроме сцен
Апокалипсиса, нигде больше не разрешалось писать Бога в образе старца и надписывать
его именем Саваоф, а Святого Духа в образе голубя можно было писать только в
иконах «Крещения». Было также предписано в иконостасах вместо изображения
Саваофа ставить «Распятие». Однако эти решения собора остались невыполненными.
Запрещенные изображения сохранялись даже в главном храме страны — Успенском
соборе — и продолжали появляться новые. Судя по стилю, икона Вознесенского
монастыря была также написана после собора 1667 года, в 1680–1690-е годы.
Отечество Архангельский собор Московского Кремля. Изображение воспроизводится по изданию: Сизов Е. С. Храм Архангела Михаила на Соборной площади Кремля // Архангельский собор Московского Кремля. М.: Красная площадь, 2002. |
Троица Новозаветная Из деисусного чина Середина XVII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва Икона из деисусного чина Богоявленской церкви села Семеновского под Москвой. |
Отечество
Троица
Новозаветная
Школа:
Невьянск 1852 г.
Екатеринбургский
музей изобразительных искусств
|
Отечество
Волков
Илья (уп. 1854–1855, Санкт-Петербург), Ноговицин Петр (уп. 1854–1855,
Санкт-Петербург) (Пешехоновская мастерская)
Школа:
Санкт-Петербург 1855 г.
Государственный
музей палехского искусства, Палех, Россия
|
Отечество
Троица
Новозаветная
Середина
— вторая половина XVII в.
Государственный
музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов
Происходит
из Успенского собора в Ростове
|
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.