Русские иконы ОТЕЧЕСТВО / Russian icons Paternitas (Fatherhood, The New Testament Trinity)

ИКОНА


Икона
Отечество (ок.1667)
США, Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон

Иконография. «Отечество» — «триединое божество», вариант Троицы. В центре на круглоом троне изображается «Бог-Отец» в образе седовласого старца. На его коленях или на груди (если фигура поясная) «Бог-Сын» — младенец Христос в образе Спаса Еммануила. В руках младенца или над его головой «Дух Святой» в виде белого голубя в круглом ореоле. В русской живописи композиция известна с XII века (икона Благовещения Антоньева монастыря в Новгороде, Новгородский художественный музей). С XVI в. у «Бога-Отца» пишется восьмиконечный нимб и надпись «Саваоф», вместо древней «Отец» или «Ветхий Днеми».

Икона
Отечество с избранными святыми (начало XV века)
Москва, Третьяковская галерея

В центре на престоле сидит Бог-Отец с младенцем Христом на коленях. В руках младенца голубь в круглом ореоле. Престол с высокой округлой спинкой. Около подножия «престолы»1. Вверху два серафима. По сторонам столпники Даниил и Симеон, поясные фигуры в монашеских мантиях (на голове Симеона куколь), помещенные на башнеобразных столбах. Справа внизу, на поземе, юный апостол в рост (возможно, Фома). Все фигуры в фас. Вохрение по коричневато-оливковому санкирю светлой охрой с подрумянкой и резкими короткими движками. Основные цвета красочной гаммы: желтый, белый (одежда Отца), коричневый сиреневого оттенка, отдельные пятна киновари и оливкового тона, позем зеленый. Фон и поля разбеленная охра. Опуши темно-красная и желтая. Нимбы золотые с прографленным остролистым орнаментом. Надписи киноварные: «Очь и син и святы дух».
1. «Престолы» — один из девяти ангельских чинов. Изображаются всегда около подножия Бога-Отца или Христа в виде огненных колес с глазами и крыльями. Христианская религия приняла ветхозаветные понятия об ангелах. Деление же ангелов на девять чинов небесной иерархии (высшая: серафимы, херувимы, престолы; средняя: господства, силы, власти; низшая: начала, архангелы, ангелы) было введено в Византийской империи, где придворные чины также делились на девять рангов. Наиболее полно классификация ангелов изложена псевдо Дионисием Ареопагитом (V век) в сочинении «Небесная Иерархия».


Икона
Отечество
1680-е годы
Дерево, темпера.
Музеи Московского Кремля, Москва, Россия

Эта большая икона была средником праотеческого ряда иконостаса собора Вознесенского монастыря. Такой ряд, завершавший композицию иконостаса, появился в русских церквях не ранее середины XVI века и первоначально был значительно ниже остальных рядов. Полнофигурным он стал, по-видимому, лишь с середины XVII века. В общей иконографической программе иконостаса праотеческий ряд представляет «дозаконный период» истории человечества — ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева.

На иконе под видом старца — Ветхого Деньми, восседающего на огненных херувимах и многоочатых тронах, представлен образ первого лица Святой Троицы — Бога Отца. Руки Ветхого Деньми простерты в стороны с жестом архиерейского благословения. Золотой звездчатый нимб символизирует вечность. Надпись по сторонам нимба гласит: «Г[оспо]дь Саваоф», что прямо указывает на видение пророка Исайи: «глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6 : 5).

На коленях у Бога Отца сидит отрок Христос с таким же благословляющим жестом простертых рук. У него крестчатый нимб с обычным надписанием и монограммой IC ХС. Над головой Христа изображен слетающий голубь — Святой Дух. Бог Отец и Христос облачены в светлые хитоны и гиматии, обильно украшенные ассистом, который являет образ небесной славы: «Ты одеваешься светом, как ризою...» (Пс. 103 : 2). Изображение Троицы обрамляют клубящиеся облака, что также соответствует описаниям ветхозаветных явлений Божества: «...слава Господня явилась в облаке» (Исх. 16 : 10). В углах иконы на фоне облаков представлены символы евангелистов.


Икона. Отечество
Из праотеческого ряда иконостаса Ок. 1654 г. 
Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль, Россия
Икона происходит из праотеческого чина главного иконостаса церкви Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле.



Икона
Отечество
Из праотеческого ряда иконостаса Ок. 1654 г.
Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль, Россия

Икона происходит из праотеческого чина главного иконостаса церкви Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле.

В 1667 году в Москве состоялся Большой церковный собор, запретивший писать подобные иконные изображения. Кроме сцен Апокалипсиса, нигде больше не разрешалось писать Бога в образе старца и надписывать его именем Саваоф, а Святого Духа в образе голубя можно было писать только в иконах «Крещения». Было также предписано в иконостасах вместо изображения Саваофа ставить «Распятие». Однако эти решения собора остались невыполненными. Запрещенные изображения сохранялись даже в главном храме страны — Успенском соборе — и продолжали появляться новые. Судя по стилю, икона Вознесенского монастыря была также написана после собора 1667 года, в 1680–1690-е годы.



Отечество
Архангельский собор Московского Кремля.
Изображение воспроизводится по изданию: Сизов Е. С. Храм Архангела Михаила на Соборной площади Кремля // Архангельский собор Московского Кремля. М.: Красная площадь, 2002.

Троица Новозаветная
Из деисусного чина
Середина XVII в.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Икона из деисусного чина Богоявленской церкви села Семеновского под Москвой.



Отечество
Троица Новозаветная
Школа: Невьянск 1852 г.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств



Отечество
Волков Илья (уп. 1854–1855, Санкт-Петербург), Ноговицин Петр (уп. 1854–1855, Санкт-Петербург) (Пешехоновская мастерская)
Школа: Санкт-Петербург 1855 г.

Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия



Отечество
Троица Новозаветная
Середина — вторая половина XVII в.

Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов

Происходит из Успенского собора в Ростове




Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.