Русские иконы ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Russian icons Presentation of Virgin Mary

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ
КАК ПИШУТ ИКОНЫ

Введение Богоматери во храм
1663–1670 годы
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия


Христианский праздник, основанный на апокрифах о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, где была введена первосвященником (по преданию, Захарием) во Святая святых. Дева Мария жила при храме до 12 лет — до своего обручения с праведным Иосифом Обручником.

В Православной церкви принадлежит к числу двунадесятых праздников. (Двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы).

Введение во храм Пресвятой Богородицы (ок.1650)
Массачусетс, Музей русских икон США

Когда Марии исполнилось три года, Её повели в Иерусалимский храм, где Она должна была воспитываться и где потом жила до двенадцатилетнего возраста. Пришел туда и первосвященник Захария.

Центром композиции является маленькая, хрупкая фигура Пресвятой Девы, приведенной родителями согласно их обету в Иерусалимский храм. К Ней склоняется вышедший навстречу первосвященник; по преданию это был праведный Захария, отец Иоанна Предтечи. Фигура Захарии помещается или в открытых вратах ограды, или за затворенными вратами, напоминающими царские врата иконостаса. Позади первосвященника может быть изображен церковный престол, а над ним — сень (киворий). Все эти детали соотносятся с текстами паремий и песнопений богослужения, которые раскрывают тему Богоматери как одушевленного храма, вместившего невместимое Божество.

Введение во храм
Школа: Новгород XIV в.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена «Введение во храм». Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. Сцена «Введения» встречается в интерьерах церквей, расположенных на всей территории восточно-христианского мира.
В произведениях IX–XIII веков позади Богородицы изображались праведные Иоаким и Анна, а за ними процессия дев с зажженными свечами в руках. В поздне-византийский период в иконографической схеме произошло изменение: иудейские девы стоят сразу за Богородицей, а Ее родители представлены замыкающими торжественное шествие. В верхней части композиции изображается сцена питания Богоматери ангелом. Пресвятая Дева представлена внутри храма, сидящей на ступени Святая Святых.


В западноевропейских произведениях времени позднего Средневековья и Ренессанса Богородица изображается в одиночестве восходящей к порогу храма по крутым ступеням лестницы, поскольку в повествовании псевдо-Матфея делается акцент на этом эпизоде.

Введение во храм, с житием Богоматери, Иоакима и Анны
Школа: Новгород XVI в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Находилась в собрании А. В. Морозова

В среднике иконы изображается, как, сопровождаемая родителями и девами со светильниками в руках, Мария входит в храм, где ее встречает первосвященник Захария, который вводит ее, согласно Божественному откровению, во Святая Святых храма.
Справа за первосвященником — раскрытые Царские врата и идущие вверх крутые ступени, где Мария изображена вторично: ей, сидящей на ступенях алтаря, приносит пищу ангел. Введение Марии во храм, посвящение ее Богу — событие, сопоставляемое богословами с устроением царем Давидом Ветхозаветной скинии на горе Сион. Здесь она приуготовляется к тому, чтобы стать «невместимого Бога вместилищем». Изображение ее во Святая Святых призвано указать на уподобление Марии Ковчегу Нового Завета.

Клейма располагаются в следующем порядке:
1.Анна и Иоаким приносят дары первосвященнику;
2.Моление Иоакима в пустыне и Благовещение Иоакиму;
3.Моление Анны в саду и Благовещение Анне;
4.Встреча Иоакима и Анны;
5.Рождество Богоматери;
6.Первые семь шагов младенца Марии;
7.Ласкание младенца Марии;
8.Моление Захарии о процветении жезла и питание отроковицы Марии ангелом;
9.Обручение Марии с Иосифом;
10.Благовещение у колодца;
11.Благовещение в доме;
12.Упреки Марии Иосифом;
13.Успение Богоматери.

Иконография и выбор клейм на иконе в основном каноничны. Помимо перечисленных сюжетов, на утраченном нижнем поле могли располагаться сцены «Отвержение даров», «Рождество Христово», «Испытание Марии водой обличения», «Моление Марии на Елеонской горе», «Смертное Благовещение», «Прощание Марии с женами иерусалимскими».
При старой чинке иконы живопись ее была поновлена, а последнее клеймо «Успение Богоматери» (№ 13) написано заново.

Введение во храм
Двусторонняя икона-таблетка Вторая половина XVI в.
Холст, темпера.
Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир, Россия


Введение Пресвятой Богородицы  во храм
Частная коллекция


Введение Богоматери во храм
Конец XVII в.
Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир


Введение Пресвятой Богородицы во храм
Из праздничного чина Середина XVII в.
Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов Великий
Икона из праздничного чина из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ростове.


Введение Пресвятой Богородицы  во храм 1598
Москва




Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.