Русские иконы ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ Russian icons The Raising of Lazarus
ИКОНА
Икона
Воскрешение
Лазаря
Из
праздничного чина
Школа:
Новгород 470–1480-е годы
Новгородский
гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород,
Россия
Из
праздничного чина церкви Успения в селе Волотово под Новгородом.
|
Евангелие
рассказывает, что в местечке Вифания жили две сестры - Марфа и Мария. Однажды
захворал брат их Лазарь, которого они любили и почитали как отца. Сестры
послали сказать Христу о болезни брата, но когда Иисус прибыл в Вифанию, прошло
уже четыре дня с тех пор, как Лазарь умер. Христос пошел к пещере, где был
похоронен Лазарь, велел отнять камень, загораживающий вход, заглянул в пещеру и
громко сказал: "Лазарь! Выходи!".
И
вот из пещеры действительно показался Лазарь, спеленутый как младенец по
обычаям того времени (Ин 11, 17-44). Присутствующие при чуде воскрешения
склонились перед Христом. На иконах изображается Христос с группой апостолов
сзади него, справа - темная высокая пещера. Иисус протягивает руки к уже
вставшему спеленутому Лазарю. Здесь же прислужники, фарисеи, сестры Марфа и
Мария, которые склоняются к ногам Христа.
После
воскрешения он прожил ещё тридцать лет, а затем во второй раз скончался на
Кипре в 63 году.
Икона
Воскрешение
Лазаря
Двусторонняя
икона-таблетка
Вторая
четверть XV в. Холст, левкас, темпера.
Сергиево-Посадский
государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия
Из
комплекта так называемых «Троицких таблеток».
|
Согласно
православной традиции, Димитрий Ростовский сообщает, что на Кипр Лазарь попал
во время гонений на Иерусалимскую церковь, начавшихся после убийства
Первомученика Стефана. Его вместе со святыми Максимином и Келидонием изгнали из
Иудеи и пустили в море на лодке без вёсел, которая приплыла к Кипру. В епископы
Лазарь был рукоположен апостолом Варнавой. На Кипре Лазарь, как и апостолы,
проповедовал учение Христа. По тому же преданию, на Кипре Лазаря посетила
Богородица и вручила ему омофор, сделанный её руками. Последнее указывает на
очень позднее происхождение этого предания, поскольку омофор как принадлежность
епископского облачения появляется лишь в Византийский период.
Икона
Воскрешение Лазаря (XVI в)
США, Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон
|
Согласно
западной традиции, отраженной в «Золотой легенде» Лазарь вместе с Марфой и
Марией Магдалиной (которую западная традиция считает его сестрой Марией из
Вифании) и прочими спутниками отправились в Марсель и проповедовали христианство
среди местных язычников. Лазарь стал первым епископом Марселя.
После
крестовых походов часть его мощей перенесена в Марсель из Константинополя. До
того события в Константинополь была передана только часть его мощей, его голова
была оставлена на Кипре.
Икона
Воскрешение
Лазаря
Из
праздничного чина
Школа:
Москва Начало XV в. (1410-е гг.?)
Икону
приписывают кисти Андрея Рублева
Благовещенский
cобор Московского Кремля, Москва, Россия
Из
праздничного яруса иконостаса собора.
|
В образе иконы, искусствоведы
(Брюсова В. Г.) отмечают в рублевском переосмыслении канонической композиции
две особенности. Во-первых, Лазарь показан не на фоне черной пещеры, а в сконцентрированном
освещении, в свете славы Христа. Вторая особенность - перестановка двух групп:
иудеев и сопровождающих Христа апостолов.
Икона
Воскрешение
Лазаря
Из
праздничного чина
Школа:
Новгород (?) Ок. 1497 г.
Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург
Из
праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского
монастыря.
|
Икона
Воскрешение
Лазаря
Из
праздничного чина
Школа:
Галич Первая четверть XVIII в.
Солигаличский
филиал Костромского музея-заповедника
Икона
из праздничного чина иконостаса церкви Илии Пророка села Верхний Березовец.
|
Икона
Воскрешение
Лазаря
Школа:
Тверь (Тверская провинция)
Первая
половина XVIII в.
Центральный
музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
|
Икона
Воскрешение
Лазаря 14 век.
|
Икона
Воскрешение
Лазаря 17 век.
Русский
музей, Петербург
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас,
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.