Русские иконы ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ Russian icons The Raising of Lazarus

ИКОНА
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

Икона
Воскрешение Лазаря
Из праздничного чина
Школа: Новгород 470–1480-е годы

Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия

Из праздничного чина церкви Успения в селе Волотово под Новгородом.

Евангелие рассказывает, что в местечке Вифания жили две сестры - Марфа и Мария. Однажды захворал брат их Лазарь, которого они любили и почитали как отца. Сестры послали сказать Христу о болезни брата, но когда Иисус прибыл в Вифанию, прошло уже четыре дня с тех пор, как Лазарь умер. Христос пошел к пещере, где был похоронен Лазарь, велел отнять камень, загораживающий вход, заглянул в пещеру и громко сказал: "Лазарь! Выходи!".

И вот из пещеры действительно показался Лазарь, спеленутый как младенец по обычаям того времени (Ин 11, 17-44). Присутствующие при чуде воскрешения склонились перед Христом. На иконах изображается Христос с группой апостолов сзади него, справа - темная высокая пещера. Иисус протягивает руки к уже вставшему спеленутому Лазарю. Здесь же прислужники, фарисеи, сестры Марфа и Мария, которые склоняются к ногам Христа.

После воскрешения он прожил ещё тридцать лет, а затем во второй раз скончался на Кипре в 63 году.


Икона
Воскрешение Лазаря
Двусторонняя икона-таблетка
Вторая четверть XV в. Холст, левкас, темпера.

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия
Из комплекта так называемых «Троицких таблеток».

Согласно православной традиции, Димитрий Ростовский сообщает, что на Кипр Лазарь попал во время гонений на Иерусалимскую церковь, начавшихся после убийства Первомученика Стефана. Его вместе со святыми Максимином и Келидонием изгнали из Иудеи и пустили в море на лодке без вёсел, которая приплыла к Кипру. В епископы Лазарь был рукоположен апостолом Варнавой. На Кипре Лазарь, как и апостолы, проповедовал учение Христа. По тому же преданию, на Кипре Лазаря посетила Богородица и вручила ему омофор, сделанный её руками. Последнее указывает на очень позднее происхождение этого предания, поскольку омофор как принадлежность епископского облачения появляется лишь в Византийский период.

Икона
Воскрешение Лазаря (XVI в)
США, Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон

Согласно западной традиции, отраженной в «Золотой легенде» Лазарь вместе с Марфой и Марией Магдалиной (которую западная традиция считает его сестрой Марией из Вифании) и прочими спутниками отправились в Марсель и проповедовали христианство среди местных язычников. Лазарь стал первым епископом Марселя. 
После крестовых походов часть его мощей перенесена в Марсель из Константинополя. До того события в Константинополь была передана только часть его мощей, его голова была оставлена на Кипре.

Икона
Воскрешение Лазаря
Из праздничного чина
Школа: Москва Начало XV в. (1410-е гг.?)

Икону приписывают кисти Андрея Рублева

Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
Из праздничного яруса иконостаса собора.

В образе иконы, искусствоведы (Брюсова В. Г.) отмечают в рублевском переосмыслении канонической композиции две особенности. Во-первых, Лазарь показан не на фоне черной пещеры, а в сконцентрированном освещении, в свете славы Христа. Вторая особенность - перестановка двух групп: иудеев и сопровождающих Христа апостолов.

Икона
Воскрешение Лазаря
Из праздничного чина
Школа: Новгород (?) Ок. 1497 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.


Икона
Воскрешение Лазаря
Из праздничного чина
Школа: Галич  Первая четверть XVIII в.

Солигаличский филиал Костромского музея-заповедника

Икона из праздничного чина иконостаса церкви Илии Пророка села Верхний Березовец.


Икона
Воскрешение Лазаря
Школа: Тверь (Тверская провинция)

Первая половина XVIII в.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва


Икона
Воскрешение Лазаря  14 век.



Икона
Воскрешение Лазаря  17 век.
Русский музей, Петербург






Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, 

ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.