Русские иконы ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО - СОШЕСТВИЕ ВО АД Russian icons The Resurrection—The Descent into Hell (The Anastasis)
Икона (описание ниже)
Сошествие
во ад
Школа:
Новгород 1370–1380-е годы
Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург
|
На иконе (выше) Христос
представлен в трехчетвертном повороте, склонившимся влево (от зрителя), к
Адаму, которого держит за руку. Облачен в оранжевые одежды с золотым ассистом,
на плече большой восьмиконечный крест. «Слава» Христа овальной формы, четырех
оттенков — темно-зеленого, светло-оливкового, голубого и бледно-голубого, с
золотым ассистом в виде расходящихся лучей. По сторонам сияния — две группы
фигур. Слева коленопреклоненный Адам в светло-оливковом одеянии, Давид и
Соломон в венцах и киноварных и голубых одеждах с оплечьями и тавлиями, Иоанн
Предтеча и еще две фигуры, от которых видны лишь головы. Все персонажи левой
группы, кроме Адама, имеют нимбы. Справа без нимбов: коленопреклоненная Ева в
киноварном мафории, Моисей с книгой скрижалей, одетый в коричневый гиматий,
старец Аарон в голубом плаще, юный Авель и еще три фигуры.
Икона
Сошествие
во ад
Школа:
Псков Последняя четверть XIV в.
Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург
|
Иконография. Сцена,
основой которой послужило апокрифическое «Евангелие Никодима», а также тексты
псалмов, пророчеств и святоотеческих сочинений. В
одном из типов, сложившихся в византийском искусстве к XI–XII вв.: она симметрична, в центре Христоc с крестом, попирающий врата ада, а по сторонам от Христа — группа ветхозаветных персонажей и Адам и Ева с праведным Авелем. Если в других изводах Христос изображен либо в позе триумфатора — симметричной и фронтальной7, либо энергично повернувшимся, уже выводя Адама8, то в издаваемой иконе подчеркнут другой, предшествующий момент рассказа, окрашенный оттенком сострадания: Христос взял за руку Адама и сказал: «Мир с тобой и твоими сыновьями, праведный человек»
одном из типов, сложившихся в византийском искусстве к XI–XII вв.: она симметрична, в центре Христоc с крестом, попирающий врата ада, а по сторонам от Христа — группа ветхозаветных персонажей и Адам и Ева с праведным Авелем. Если в других изводах Христос изображен либо в позе триумфатора — симметричной и фронтальной7, либо энергично повернувшимся, уже выводя Адама8, то в издаваемой иконе подчеркнут другой, предшествующий момент рассказа, окрашенный оттенком сострадания: Христос взял за руку Адама и сказал: «Мир с тобой и твоими сыновьями, праведный человек»
Икона
Сошествие
во ад
Вторая
четверть XV в.
Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург
|
В
православной иконописи сюжет “Сошествия во ад» являлся одновременно
изображением Воскресения Христова, что закономерно вело к его популярности.
Место данной иконы в иконостасе было в 12-частном праздничном цикле, миниатюры
с неё помещались на окладах напрестольных Евангелий в окружении ликов четырёх
евангелистов. Православные иконы, особенно русская иконопись, подчеркивают
мотив сокрушения врат ада воскресшим Христом. Они изображаются в виде сломленных
дверей под ногами Христа, как правило крест-накрест, что также символизирует
победу смерти крестной смертью Христа («смертью смерть поправ»). Из
разрушенного шеола выходят ветхозаветные праведники, души которых пребывали в
аде до этого освобождения. Праведники либо выходят всем сонмом, поднимаясь в
Царство Небесное, либо Христос помогает праотцу Адаму, протягивая ему руку.
Подобными мозаиками и фресками Воскресения Христа украшали апсиды храмов.
Икона
Сошествие
во ад
Из
праздничного чина Конец XV в.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Икона
входила в состав праздничного чина из Городца.
|
Описание Образа (выше). Христос,
взявший за руку Адама, написан в охряных и золотых одеждах на фоне круглой,
зеленой, трех оттенков славы. Справа — шесть пророков. Передний держит
полуразвернутый свиток с надписью. У ног их коленопреклоненная Ева в алом
мафории. Слева — пророк Даниил, Иоанн Предтеча, цари Давид и Соломон. Внизу —
черная расселина ада. Бледно-зеленые, прозрачные горки оттенены красной охрой.
Четко обозначенные белильные лещадки с пяточками передают уступы гор. Фигуры
легкие, с гибкими контурами. Черты лиц мелкие, тонкие. Вохрение плавью, розовой
охрой по оливковому санкирю. В колорите сочетаются зеленые, красные и
бледно-желтые оттенки. На нимбах и фоне — следы золота.
Икона
Сошествие
во ад с избранными святыми
Школа:
Псков Конец XV — начало XVI вв.
Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург
Происходит
из Троицкого собора города Осторова Псковской области (1790), куда попала из
какого-то более древнего храма.
|
Источниками
для иконографии послужили апокрифические сочинения: Евангелие Никодима,
сочинения Епифания Кипрского, творения отцов Церкви, богослужебные тексты,
псалмы и пророчества Ветхого Завета. Согласно текстам, Христос после своей
смерти сходит в преисподнюю, повергает сатану, спасает праведников и выводит их
из сени смертной. Сошествие во ад толковалось и как исполнение ветхозаветных
пророчеств, видений о грядущем приходе обетованного Мессии — Спасителя,
победителя всех врагов Царствия Божия, и как прообраз победы Христа над
апокалиптическим зверем: он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему —
«Слово Божие» (Откр. 19 : 13).
По
сторонам от Христа коленопреклоненные фигуры поднимающихся из гробов Адама и
Евы, которых Он, держа за руки, выводит из смертной сени. Согласно тексту
Никодимова Евангелия, Иисус берет Адама за руку, тот припадает к нему со
словами благодарения. Зеленые земные одежды Адама — символ спасения и
обновления: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15 :
22). По другую сторону Христа в сходной с Адамом позе — Ева, виновница
грехопадения, в алом мафории, повторяющем цвет кровавой одежды Спасителя.
Горячий, но не обжигающий цвет становится образом жизни, животворной силы,
воскрешающей человека.
Здесь
изображены святые (слева направо): Екатерина, Анастасия, Фотий, Николай
Чудотворец, Василий Великий, Иоанн Милостивый, Иоанн Златоуст, Григорий
Богослов, Никита, Варвара, Параскева Пятница. Вместе с воскрешенными Христом
праведниками они образуют тот новый храм в Господе, о котором поется на
пасхальной службе: «Светися, светися, Новый Иерусалиме: слава бо Господня на
тебе возсияла» (ирмос 9-й песни канона праздника). ( И.
Шалина Источник: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru)
Икона
Сошествие
во ад
Мастерская
Дионисия 1502 г.
Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург
Происходит
из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова
монастыря.
|
Икона
Воскресение
Христа и Сошествие во ад 18
век
©
Государственный Эрмитаж
|
Икона
Воскресение
Христа и Сошествие во ад 18
век
©
Государственный Эрмитаж
|
Икона
Воскресение
— Сошествие во ад
Двусторонняя
икона-таблетка
Вторая
половина XVI в.
Владимиро-Суздальский
историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир
|
Икона
Сошествие
во ад
Двусторонняя
икона-таблетка
Школа:
Новгород (?) Вторая половина XVI в.
Происходит
из Никольской церкви в Нижнем Новгороде.
|
Икона
Воскресение
— Сошествие во ад
Конец
XVI в.
Ярославский
художественный музей, Ярославль
|
Икона
Воскресение
Христово — Сошествие во ад
Середина
XVII в.
Ярославский
художественный музей, Ярославль
|
Помимо
изображения «Воскресение Христово» двух типов — «Восстание из гроба» и
«Сошествие во ад», в многосоставную композицию иконы входят слева: Распятие,
Уверение Фомы, Жены-мироносицы у гроба, Явление Христа Марии Магдалине,
Положение во гроб, Ангел поражает сатану в аду; справа: Иисус Христос в Эммаусе
(Лк. 24 : 29–30), Беседа Благоразумного разбойника в раю с Ильей и Енохом, Св.
апостол Петр у гроба Христа, Благословение св. апостола Петра (чудо на Тивериадском
озере).
В
сцене Воскресения Спаситель в золотом облачении представлен в овальной мандорле
с золотым сиянием как бы парящим над гробом, на дне которого видны погребальные
пелены. Перед гробом — отваленный от него круглый камень, за гробом — стражи в
латах. Повелительным жестом правой руки Христос посылает ангелов на брань с
адом для освобождения праведников.
Место
пребывания душ усопших изображено в виде огромной темной пещеры. Христос
представлен стоящим на ниспровергнутых скрещенных вратах ада, рядом с которыми
множество разломанных запоров; слева от Христа — ангелы, сковывающие сатану.
Сорванные врата ада и золотое сияние одежд и мандорлы Христа — символы победы
света над царством тьмы и смертью: «Он Солнце правды, воссиял во тьме [в
аду]... осветил седящих во тьме светом божественных лучей и показал им свет
истины» (Иоанн Дамаскин).
Икона
Воскресение
Христово — Сошествие во ад
Ок.
1670 г.
Государственный
музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов
Происходит
из церкви Воскресения ростовского Архиерейского дома.
|
Икона
Воскресение
Христово — Сошествие во ад
Из
праздничного чина
Мастера
Оружейной палаты
1690-е
годы
Государственный
музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов
Икона
из праздничного чина иконостаса Успенского собора Ростова.
|
Икона
Воскресение
Христово — Сошествие во ад
Первая
четверть XVIII в.
Солигаличский
филиал Костромского музея-заповедника, Россия
Икона
из местного ряда церкви Илии Пророка села Верхний Березовец (Солигаличский
район Костромской области).
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас,
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.