Русские иконы ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО - СОШЕСТВИЕ ВО АД Russian icons The Resurrection—The Descent into Hell (The Anastasis)

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

Икона (описание ниже)
Сошествие во ад
Школа: Новгород 1370–1380-е годы

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На иконе (выше) Христос представлен в трехчетвертном повороте, склонившимся влево (от зрителя), к Адаму, которого держит за руку. Облачен в оранжевые одежды с золотым ассистом, на плече большой восьмиконечный крест. «Слава» Христа овальной формы, четырех оттенков — темно-зеленого, светло-оливкового, голубого и бледно-голубого, с золотым ассистом в виде расходящихся лучей. По сторонам сияния — две группы фигур. Слева коленопреклоненный Адам в светло-оливковом одеянии, Давид и Соломон в венцах и киноварных и голубых одеждах с оплечьями и тавлиями, Иоанн Предтеча и еще две фигуры, от которых видны лишь головы. Все персонажи левой группы, кроме Адама, имеют нимбы. Справа без нимбов: коленопреклоненная Ева в киноварном мафории, Моисей с книгой скрижалей, одетый в коричневый гиматий, старец Аарон в голубом плаще, юный Авель и еще три фигуры. 


Икона
Сошествие во ад
Школа: Псков Последняя четверть XIV в.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконография. Сцена, основой которой послужило апокрифическое «Евангелие Никодима», а также тексты псалмов, пророчеств и святоотеческих сочинений. В 
одном из типов, сложившихся в византийском искусстве к XI–XII вв.: она симметрична, в центре Христоc с крестом, попирающий врата ада, а по сторонам от Христа — группа ветхозаветных персонажей и Адам и Ева с праведным Авелем. Если в других изводах Христос изображен либо в позе триумфатора — симметричной и фронтальной7, либо энергично повернувшимся, уже выводя Адама8, то в издаваемой иконе подчеркнут другой, предшествующий момент рассказа, окрашенный оттенком сострадания: Христос взял за руку Адама и сказал: «Мир с тобой и твоими сыновьями, праведный человек»


Икона
Сошествие во ад
Вторая четверть XV в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В православной иконописи сюжет “Сошествия во ад» являлся одновременно изображением Воскресения Христова, что закономерно вело к его популярности. Место данной иконы в иконостасе было в 12-частном праздничном цикле, миниатюры с неё помещались на окладах напрестольных Евангелий в окружении ликов четырёх евангелистов. Православные иконы, особенно русская иконопись, подчеркивают мотив сокрушения врат ада воскресшим Христом. Они изображаются в виде сломленных дверей под ногами Христа, как правило крест-накрест, что также символизирует победу смерти крестной смертью Христа («смертью смерть поправ»). Из разрушенного шеола выходят ветхозаветные праведники, души которых пребывали в аде до этого освобождения. Праведники либо выходят всем сонмом, поднимаясь в Царство Небесное, либо Христос помогает праотцу Адаму, протягивая ему руку. Подобными мозаиками и фресками Воскресения Христа украшали апсиды храмов.


Икона
Сошествие во ад
Из праздничного чина Конец XV в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Икона входила в состав праздничного чина из Городца.

Описание Образа (выше). Христос, взявший за руку Адама, написан в охряных и золотых одеждах на фоне круглой, зеленой, трех оттенков славы. Справа — шесть пророков. Передний держит полуразвернутый свиток с надписью. У ног их коленопреклоненная Ева в алом мафории. Слева — пророк Даниил, Иоанн Предтеча, цари Давид и Соломон. Внизу — черная расселина ада. Бледно-зеленые, прозрачные горки оттенены красной охрой. Четко обозначенные белильные лещадки с пяточками передают уступы гор. Фигуры легкие, с гибкими контурами. Черты лиц мелкие, тонкие. Вохрение плавью, розовой охрой по оливковому санкирю. В колорите сочетаются зеленые, красные и бледно-желтые оттенки. На нимбах и фоне — следы золота.


Икона
Сошествие во ад с избранными святыми
Школа: Псков Конец XV — начало XVI вв.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Происходит из Троицкого собора города Осторова Псковской области (1790), куда попала из какого-то более древнего храма.

Источниками для иконографии послужили апокрифические сочинения: Евангелие Никодима, сочинения Епифания Кипрского, творения отцов Церкви, богослужебные тексты, псалмы и пророчества Ветхого Завета. Согласно текстам, Христос после своей смерти сходит в преисподнюю, повергает сатану, спасает праведников и выводит их из сени смертной. Сошествие во ад толковалось и как исполнение ветхозаветных пророчеств, видений о грядущем приходе обетованного Мессии — Спасителя, победителя всех врагов Царствия Божия, и как прообраз победы Христа над апокалиптическим зверем: он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему — «Слово Божие» (Откр. 19 : 13).


По сторонам от Христа коленопреклоненные фигуры поднимающихся из гробов Адама и Евы, которых Он, держа за руки, выводит из смертной сени. Согласно тексту Никодимова Евангелия, Иисус берет Адама за руку, тот припадает к нему со словами благодарения. Зеленые земные одежды Адама — символ спасения и обновления: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15 : 22). По другую сторону Христа в сходной с Адамом позе — Ева, виновница грехопадения, в алом мафории, повторяющем цвет кровавой одежды Спасителя. Горячий, но не обжигающий цвет становится образом жизни, животворной силы, воскрешающей человека.

Здесь изображены святые (слева направо): Екатерина, Анастасия, Фотий, Николай Чудотворец, Василий Великий, Иоанн Милостивый, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Никита, Варвара, Параскева Пятница. Вместе с воскрешенными Христом праведниками они образуют тот новый храм в Господе, о котором поется на пасхальной службе: «Светися, светися, Новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсияла» (ирмос 9-й песни канона праздника). (И. Шалина Источник: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru)


Икона
Сошествие во ад
Мастерская Дионисия 1502 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Происходит из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.


Икона
Воскресение Христа  и  Сошествие во ад 18 век
© Государственный Эрмитаж


Икона
Воскресение Христа  и  Сошествие во ад 18 век
© Государственный Эрмитаж


Икона
Воскресение — Сошествие во ад
Двусторонняя икона-таблетка
Вторая половина XVI в.

Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир


Икона
Сошествие во ад
Двусторонняя икона-таблетка
Школа: Новгород (?)  Вторая половина XVI в.

Происходит из Никольской церкви в Нижнем Новгороде.


Икона
Воскресение — Сошествие во ад
Конец XVI в.

Ярославский художественный музей, Ярославль


Икона
Воскресение Христово — Сошествие во ад
Середина XVII в.

Ярославский художественный музей, Ярославль

Помимо изображения «Воскресение Христово» двух типов — «Восстание из гроба» и «Сошествие во ад», в многосоставную композицию иконы входят слева: Распятие, Уверение Фомы, Жены-мироносицы у гроба, Явление Христа Марии Магдалине, Положение во гроб, Ангел поражает сатану в аду; справа: Иисус Христос в Эммаусе (Лк. 24 : 29–30), Беседа Благоразумного разбойника в раю с Ильей и Енохом, Св. апостол Петр у гроба Христа, Благословение св. апостола Петра (чудо на Тивериадском озере).


В сцене Воскресения Спаситель в золотом облачении представлен в овальной мандорле с золотым сиянием как бы парящим над гробом, на дне которого видны погребальные пелены. Перед гробом — отваленный от него круглый камень, за гробом — стражи в латах. Повелительным жестом правой руки Христос посылает ангелов на брань с адом для освобождения праведников.

Место пребывания душ усопших изображено в виде огромной темной пещеры. Христос представлен стоящим на ниспровергнутых скрещенных вратах ада, рядом с которыми множество разломанных запоров; слева от Христа — ангелы, сковывающие сатану. Сорванные врата ада и золотое сияние одежд и мандорлы Христа — символы победы света над царством тьмы и смертью: «Он Солнце правды, воссиял во тьме [в аду]... осветил седящих во тьме светом божественных лучей и показал им свет истины» (Иоанн Дамаскин).


Икона
Воскресение Христово — Сошествие во ад
Ок. 1670 г.

Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов
Происходит из церкви Воскресения ростовского Архиерейского дома.


Икона
Воскресение Христово — Сошествие во ад
Из праздничного чина
Мастера Оружейной палаты
1690-е годы

Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов
Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора Ростова.


Икона
Воскресение Христово — Сошествие во ад
Первая четверть XVIII в.

Солигаличский филиал Костромского музея-заповедника, Россия
Икона из местного ряда церкви Илии Пророка села Верхний Березовец (Солигаличский район Костромской области).



Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.