Русские иконы СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ (ПАНТОКРАТОР) Russian icons The Saviour (Christ Pantocrator)

ИКОНА
СПАС НА ПРЕСТОЛЕ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

Икона
Спас
Из деисусного чина
Школа: Псков Первая половина XV в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Икона относится к псковскому деисусному чину из собрания Н. С. Большакова.

Спас Вседержи́тель, или Пантокра́тор (от греч. παντοκράτωρ — всемогущий, всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте. В соответствии с традицией, Христос облачен в вишневый хитон с клавом и темно-синий гиматий.


Икона
Спас Вседержитель
Школа: Тверь (?) Конец XIII в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из собрания А. И. Анисимова.


Икона
Спас
Последователь Рублева
Школа: Москва Вторая четверть XV в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Икона из Троице-Сергиева монастыря, куда она была вложена в 1575 году мирянином Фомой Симоновым, управляющим земельными владениями лавры. Сохранность исключительно хорошая. Оклад того же времени. Фон и поля золотые. Лицо Спасителя, написанное с исключительной тонкостью, по общему своему духу близко к рублевскому «Спасу» из Звенигорода. Вероятно, последняя икона была дана в этом же иконографическом типе. (Лазарев В.Н.)
Поясной Христос держит раскрытое Евангелие с красным обрезом, с расстегнутыми золотыми застежками (черная надпись: «Приидете ко мне вси тружающиеся...»). Отведенная влево правая благословляющая рука окутана до кисти синевато-зеленым гиматием, образующим натянувшиеся к левому нижнему углу параллельные складки. На хитоне Спаса золотой клав.


Икона
Спас
Из деисусного чина
Школа: Тверь Конец XV в.

Тверская областная картинная галерея
Из деисусного чина конца XV в. из Весьегонского района Тверской области.


Икона
Спас Вседержитель
© Государственный Эрмитаж


Икона
Спас Вседержитель
© Государственный Эрмитаж

Икона
Христос Вседержитель
Школа: Москва 1520–1530-е годы

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва


Икона
Спас   Вседержитель
13- нач. 14 в.

Государственный Эрмитаж
Поступил в 1959 г. Передан Беломорской экспедицией Государственного Эрмитажа 1958 г.

Икона "Спас Вседержитель" исполнена во второй половине XIII - XIV в. северорусским мастером. Христос правой рукой благословляет, а в левой держит раскрытое Евангелие. Содержание текста индивидуально, что типично для икон, созданных до XV в. До XV столетия изображение Спаса с раскрытым Евангелием встречается значительно реже изображения с закрытой книгой.

Икона происходит из деревянной церкви Пророка Ильи погоста Вазенцы на р. Онеге. Онежский край еще в XII в. был освоен новгородцами. То, что икона была написана не новгородским художником, а местным, показывают техника ее исполнения и цветовое решение: краски иконы темные, а не яркие "праздничные".


Икона
Господь Вседержитель
Школа: Москва (мастерские Московского Кремля)
Конец XVII в.
Дерево, левкас, темпера, золото, серебро, алмазы, сапфиры, изумруды, рубины, жемчуг; позолота, чеканка.

Государственный исторический музей, Москва


Икона
Спас Вседержитель
Рефусицкий Иван Петров
Школа: Оружейная палата Московского Кремля 1705 г.

Государственный музей Новодевичьего монастыря, Москва


Икона
Господь Вседержитель
Мастерская серебряных изделий Д. Л. Смирнова
Начало XX в. (не ранее 1908 г.)

Собрание А. В. Дадиани, Россия


Икона
Спас Вседержитель 19в. Петербург
Серебряный оклад
Частная коллекция


Икона
Спас Вседержитель 19в. Москва
Императорский орел
Частная коллекция

Икона
Спас Вседержитель 1881в. Москва
Частная коллекция


Икона
Спас Вседержитель 1880в. Москва
Частная коллекция


Икона
Спас Вседержитель  Москва
Частная коллекция




Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.

ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.