Русские иконы СПАС НА ПРЕСТОЛЕ Russian icons The Saviour Enthroned

ИКОНА
СПАС НА ПРЕСТОЛЕ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

Икона
Спас на престоле
1337 г. (?)

Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва

Изображение Христа на престоле с высокой полукруглой спинкой и с характерным положением ног (правая от зрителя резко опущена) относится к типу, который сформировался в русской иконописи XV века на основе образцов палеологовского искусства. Он использовался в двух композициях «Спас Вседержитель в Силах» и «Спас на престоле». В московской иконописи XV века предпочтение отдавали первой композиции, в новгородской и ростовской — второй. В обеих иконографических схемах к XVI веку закрепляется устойчивый тип одежд Христа: охристые с золотым светом-ассистом у «Спаса в Силах» и двуцветные у «Спаса на престоле». Подобные иконы помещались в центре деисусного ряда иконостаса, который представляет моление святых перед Христом во время его Второго и Страшного пришествия.

Икона
Спас на престоле
1362 г.

Собор Святой Софии, Новгород

Происходит из Софийского собора в Новгороде.
В настоящее время находится в местном ряду иконостаса придела Рождества Богородицы.

Перед алтарем около иконостаса, в центре которого находилось изображение восседающего на престоле Христа, воплощенной Софии, происходит причащение верных, соединение с Церковью, исполнение пророчества, в котором содержится прообраз Тайной вечери и Евхаристии. Высокий иконостас русских храмов заключает в себе образ Божественного Домостроительства, гармоничную картину мира, сотворенного через олицетворенную Премудрость. (Т. Нечаева)

Икона
Спас на престоле
«Спас царя Мануила», «Спас Златая риза»
Уланов Кирилл Иванов (в монашестве — Корнилий)

XV — начало XVIII вв. [XV–XVI вв. (Новгород); около 1700 (Москва, Кирилл Уланов); доска — XI в. (?)]

Успенский cобор Московского Кремля, Москва

Икона происходит из новгородского Софийского собора. В 1528 году митрополитом Макарием вместе с другими древними иконами была помещена в местном ряду иконостаса напротив митрополичьего места. Была привезена в Москву в 1570 году Иваном Грозным, собиравшим в столице древние образы. В 1572 году в Новгород была прислана её копия.


В иконостас Успенского собора Московского Кремля икона была помещена в 1655 году патриархом Никоном по совету антиохийского патриарха Макария. Икона начала пользоваться особым почитанием благодаря преданию, связывавшему её с императором Мануилом I Комнином, которому приписывали её авторство. Согласно ему, из-за того, что император разгневался на священника, Христос на иконе изменил традиционный благословляющий жест правой руки и указал ей на раскрытое Евангелие. От этого предания икона получила своё второе название «Мануилов Спас». Данное предание об императоре Мануиле Никон использовал как один из аргументов для доказательства своего тезиса, что «священство превыше царства».

Икона
Спас на престоле
Уланов Кирилл Иванов (в монашестве — Корнилий)
Школа: Новгород; Москва

Конец XIV — XVII в. [конец XIV — начало XV в. (Новгород); 1698 г. (Москва, Кирилл Уланов)

Успенский cобор Московского Кремля, Москва
Из местного ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Икона располагалась в центральной части иконостаса, к северу от царских врат, между непосредственно соседствовавшей с вратами «Богоматерью Владимирской» (сейчас в ГТГ)

Изображения Спаса на престоле принадлежат к числу наиболее распространенных в древнерусском искусстве. Однако в иконографии данной иконы (выше) есть ряд специфических особенностей. Поскольку имеются основания считать, что поновители позднего времени повторили первоначальную композицию, эти особенности следует учесть.

Иконографические детали иконы в той или иной степени указывают на Новгород, как на место ее происхождения. Общая схема — Спас, восседающий на престоле и правой рукой касающийся раскрытого Евангелия, — восходит к древней иконе, так называемому «Спасу царя Мануила», или «Спасу Златая риза» (Образ "Золотая риза" помещен в тексте выше описываемой иконы), которая хранилась в Софийском соборе в Новгороде и которой в XVI в. была посвящена основанная на легенде повесть «О чюдном видении Спасова образа како явися благоверному царю греческому Мануилу, еже он же написа». В 1561 г. икона «Спас Златая риза» была увезена в Москву и до настоящего времени хранится в Успенском соборе.

Особенности извода «Спаса царя Мануила»: вытянутая по вертикали доска с очень широкими полями, узкое поле изображения, строго фронтальное и симметричное положение фигуры (в том числе колен, ступней) и, главное, положение правой руки, указывающей на текст Евангелия.

Подобные изображения Христа, с рукой, указывающей на раскрытое Евангелие, встречаются, хотя и очень редко, в византийском искусстве.


Икона
Спас на престоле
Школа: Новгород XV в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Согласно печати на обороте, икона «Спас на престоле» до поступления в Третьяковскую галерею находилась в Никольском единоверческом мужском монастыре в Москве.

Этот монастырь был открыт в Москве в 1866 г. на месте старообрядческой мужской обители вблизи Преображенского старообрядческого кладбища, возникшего в 1771 г. во время эпидемии чумы. В XIX и начале XX в. в монастыре хранилось знаменитое собрание А. И. Хлудова древних рукописей и старопечатных книг.

Спас восседает на престоле. Престол с подножием и с подушками, но без спинки. Слава круглая, в виде четырех концентрических кругов (три зеленых, один киноварный), с символами четырех евангелистов. Текст раскрытого Евангелия: «Не судите на лица сынове человечести, но праведный суд судите им же судо». Вохрение светлое, с движками, по оливковому санкирю. Хитон оранжевого оттенка с голубыми пробелами. Гиматий густого зеленого цвета с более светлыми в тон пробелами. Фон и поля желтые.


В основе данного Образа (расположенного выше) лежит традиционный тип Христа Вседержителя на престоле, сформировавшийся в христианском искусстве еще в доиконоборческое время. Вместе с тем он дополнен некоторыми мотивами, восходящими к текстам видения пророков Исайи (Ис. 6 : 1–4) — храм как место видения и Иезекииля (Иез. 1 : 4–28) — отворение небес и Откровения Иоанна Богослова (Откр. 4 : 2–9) — ангел, лев, орел и телец. Их присутствие позволяет рассматривать Христа не только как Вседержителя и Небесного Царя, но и как Судию, пришедшего вершить свой праведный Суд (этот смысл подчеркивается также в тексте на раскрытом Евангелии Спасителя). Изображения четырех апокалиптических существ традиционно понимались как символы евангелистов, разносящих учение и славу Спасителя по четырем концам земли. В то же время эти изображения, соединяют в себе таинственные пророческие видения о предвечном величии и славе Божией с темой Второго пришествия Судьи и Вседержителя. (Ю.Козлова)


Икона
Спас на престоле
Из деисусного чина
Аарон,  Новгород 1438 г.

Собор Святой Софии, Новгород, Россия


Икона
Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей
© Государственный Эрмитаж


Икона
Спас на престоле
© Государственный Эрмитаж


Икона
Спас на престоле
Из деисусного чина
Школа: Новгород Вторая половина XV в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Входит в состав деисусного чина, приобретенного реставратором М. И. Дикаревым для московской старообрядческой Покровско-Успенской церкви в Гавриковом переулке.


Икона
Христос Вседержитель на престоле
Школа: Ростов Первая четверть XVI в.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва


Икона
Спас на престоле, с припадающим святителем Евфимием
Третья четверть XVI в.

Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир

Происходит из собора Покровского монастыря в Суздале.






Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.

ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.