Русские иконы СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ Russian icons Sophia the Sacred Wisdom

СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ
КАК ПИШУТ ИКОНЫ



Икона
София Премудрость Божия
Начало XVII в.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К XV—XVI вв. складывается богатая иконография Софии. София имеет облик Ангела; её лик и руки — огненного цвета, за спиной — два крыла. Она одета в царское облачение (далматик, бармы), на голове — золотой венец. Ей предстоят (как Христу в иконографии «деисуса») молящиеся Дева Мария и Иоанн Креститель; над её головой виден по пояс благословляющий Христос.
В основе символических изображений Софии Премудрости Божией лежит ветхозаветный текст книги Притчей Соломоновых: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу...» (Притч. IX, 1–6).
Это и творческая ипостась Троицы, и грозный ангел, и Судия, Вседержитель Церкви и вселенной.


Икона
София Премудрость Божия
Школа: Вологда Конец XVI в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

В опубликованной иконе выше из ГТГ, в соответствии с иконографией, над кругом «славы» Софии изображена поясная фигура Христа, подающего архиерейское благословение из безмерного высшего пространства, бесконечная глубина которого передана черным цветом («божественный мрак»). Пространство, Его окружающее, имеет луковичную форму купола православного храма, в отличие от обычной круглой или реже овальной формы, что позволяет видеть в изображении благословляющего Христа не только образ главы Церкви, но и указание на возможную связь с росписью центрального подкупольного пространства храма.

Богоматерь на иконе — олицетворение земной Церкви. На груди Богоматери, традиционно предстоящей в молении, изображение оглавного Спаса Эммануила; на мафории, на правом плече звезда — символ девства Марии и рождества Иисуса; на голове белый плат — символ смирения и скорби; золотая корона в жемчужной обнизи — символ ее небесной царственности и чистоты. Два крыла за спиной Богоматери указывают на связь изображения с апокалиптической «женой, облеченной в солнце» (Откр. 12 : 1) — «даны были жене два крыла большого орла» (Откр. 12 : 14).

В отличие от Богоматери, стоящей в молитвенной позе, Иоанн Креститель изображен, подобно архангелу, с мечом в левой руке и зерцалом в правой, где отражается огненно-красный лик Софии. Два крыла за спиной Крестителя — символ его ангельского достоинства, по свидетельству Христа (Мф. 11 : 9–10), и символ девственности. Образ Спаса Эммануила на милоти зеркально отражает изображение на мафории Богоматери. На голове Крестителя редкий для него головной убор — белая шапка с меховой оторочкой.


В русском иконописном подлиннике XVII в. шапка — часть одежды царей. В толковых иконописных подлинниках царский венец называется «шапкой царской, шапкой-венцом». Характерно, что именно в композиции «София Премудрость Божия» в росписи над северными апсидами восточного фасада Успенского собора Московского Кремля XVII–XIX вв., сохранившей первоначальную основу 1513–1514 гг., Иоанн Предтеча изображен в шапке.
(Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI–XVIII вв. источник: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru )



Икона
София Премудрость Божия, с избранными святыми (Триптих)
Худ. Школа: Москва Вторая половина XVI в. 

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Композиция, в целом именуемая «Собор Софии Премудрости Божией», представляет собой своего рода деисусный чин, где Софии предстоят, помимо традиционных фигур Богоматери и Иоанна Предтечи, святые, чьи изображения образуют три ряда на обеих створах триптиха. На левой створе — архангел Михаил, апостол Петр, святитель Николай архиепископ Мирликийский; святители Василий Великий и Григорий Богослов, князь Борис; святители Леонтий Ростовский и Игнатий Ростовский, преподобный Феодосий Печерский. На правой створе — архангел Гавриил, апостол Павел, Алексей митрополит Московский; святитель Иоанн Златоуст, Петр митрополит Московский, князь Глеб; святитель Исаия Ростовский, преподобные Сергий Радонежский и Савва Сторожевский.


Икона
София Премудрость Божия, с избранными святыми (Триптих)
Центральная панель 
Государственная Третьяковская галерея, Москва

По богослужебному уставу восточно-православной церкви в дни празднования пророков, мучеников, святителей, преподобных им как носителям света Премудрости, ее свидетелям, служителям и чадам Божиим читаются паремии из Книги Премудрости Соломона. Изображение на триптихе Софии Премудрости Божией вместе с ликами святых представляет соборный образ Церкви, созданной Премудростью. Средник триптиха имеет надпись на верхнем поле: «София Премудрость Божия [есть] толкование святой и апостольской церкви».

В XVI–XVII веках к литературной основе иконографии символического образа Софии Премудрости Божией добавился комментарий — особое толкование (объяснение), представляющее собою «Сказание о образе Премудрости Божией Софии», входящее в состав рукописных сборников того времени. Текст его, написанный на иконе-среднике складня, наиболее близок к редакции XVI века, притом что сама надпись исполнена при поновлении иконы в XIX веке, возможно, повторяя авторскую.


Икона
София Премудрость Божия, с избранными святыми (Триптих)
Левая створка. Избранные святые
  Государственная Третьяковская галерея, Москва

Судя по содержанию текста, фигура Софии Премудрости Божией с огненно-красным ликом и огненно-красными крыльями, в золотой короне и красно-золотых одеждах, со скипетром в правой руке и белым свитком в левой, сидящая на престоле, является олицетворением Девства, образом девственной чистоты Пречистой Девы Богородицы и одновременно Церкви, в которой пребывает Христос. Огненное лицо Софии-девы, по «Толкованию», означает божественный огонь, который истребляет («попаляет») страсти телесные («тленныя») и просвещает душу чистую. Над ушами девы тороки (ленты), подобно ангельским, — символ девственной жизни, равной ангельской. Тороки же «суть покоища Святого Духа», т.е. Девство осеняется Святым Духом. Венец царский — знак того, что смиренная мудрость Девства царствует над страстями.


Икона
София Премудрость Божия, с избранными святыми (Триптих)
Правая створка. Избранные святые
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На фоне «славы» — «одеяния света» Девы-Софии, в левой части читается текст подобный кондаку-гимну: «Девство образ Божий; от девы бо родися Господь, девства почти, елико бо безплотен и безтелесен Господь, толико чистоте и безистлению плоти нашей радуется». В правой части «Толкование» о значении белого свитка: «В шуйце [левой руке] же имать свиток написан, а в нем написаны суть неведомых тайн откровения... Недостижна бо суть божественная действо ангелом и человеком». Богоматерь держит руками перед грудью круг-«славу» с Христом, обращенным к миру и благословляющим его двумя руками. Он свидетельствует о том, что возлюбил Девство Богородицы и воплотился через нее («сниде в девства чистоту»). Иоанн Предтеча также называется «возлюбившим девство».


Икона
София Премудрость Божия, с избранными святыми (Триптих)
Голговский крест. Складень в закрытом виде
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Икона (Обписание иконы ниже)
София Премудрость Божия со сценой преломления хлеба апостолом Петром и Похвалой Богоматери
Школа или худ. центр: Москва Вторая половина XVI в.

Музеи Московского Кремля, Москва

Икона выше. Композиция построена путем объединения нескольких самостоятельных иконографических тем: в центральном синем круге, в сиянии, изображена Богоматерь со свитком в руке и с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Над головой Богоматери изображен Спаситель Христос. Такая иконографическая схема характерна для образа «Неопалимой купины».

Над изображением Богоматери, также в круглой «славе», помещена персонификация Божественной Премудрости в виде крылатого ангела, восседающего на золотом престоле в царских одеждах и короне. Ей предстоят две крылатые фигуры в коронах. Типы ликов позволяют видеть в них Иоанна Богослова (слева) и Иоанна Предтечу (справа). На груди обоих изображен Спас Эммануил, в простертой к Софии руке каждый держит солнце, а около их ног помещено изображение луны. Такая аллегорическая композиция, видимо, призвана свидетельствовать о преображении человеческой природы этих двух персонажей Нового Завета, предстателей Премудрости, которые, восприняв «Солнце правды» — Иисуса Христа, насладившись Его дарами, сами уподобились горним небесным силам, взойдя на небеса (фигуры с крыльями стоят над небесным телом — луной) и став светочами Премудрости.

Внизу, на фоне стены с башнями, изображены апостолы, возносящие бескровную евхаристическую жертву. Действие происходит в Сионской горнице в Иерусалиме — месте Тайной вечери, Сошествия Святого Духа и Успения Богоматери. В центре за престолом апостол Петр преломляет хлеб, остальные апостолы стоят по сторонам от него. Взоры их и простертые руки обращены к верхним символико-аллегорическим изображениям, указуя на небесное торжество Софии Премудрости Божией. Зеркальное соотношение верха и низа композиции показывает, что таинство, совершаемое апостолами, символически прообразует не только крестную жертву Иисуса Христа, но и Пир Премудрости в Небесном Иерусалиме. Связующим звеном между «горним» миром и земной Апостольской Церковью является образ Богородицы «Ширшей Небес», «Вместилища Невместимого».

Символические сцены в среднике окружены фигурами пророков. В руках у них свитки с текстами и атрибуты, подобные тем, что изображаются в иконах «Похвала Богоматери». Фигуры пророков соединены в одну композицию переплетающейся лозой с пышными цветами и листьями.

Подобные усложненно иконографические решения, раскрывающие основные христианские догмы, были особенно характерны для русского искусства середины — второй половины XVI века


Икона
София Премудрость Божия («София созда себе храм...»)
Первая половина XIX в.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К ступеням, образующим подножие храма, припадает царь Соломон в багряных царских одеяниях; в его руках раскрытая книга с текстом притчи: «Премудрость созда себе дом...» Семь столпов, поддерживающих сень кивория-храма, уподоблены семи таинствам православной Церкви. Центральный столп — крест с Распятием, воздвигнутый на престоле храма, ступенчатое подножие которого означает Голгофу. Эта часть композиции соответствует центральному изображению на иконах новгородского «крестного» извода, которые относились исследователями к середине XVII века.
Семистолпный киворий с Распятием является основанием трона, на котором восседает Богоматерь, окруженная славящими ее ангелами и осененная семью лучами света — семью дарами, исходящими от белого голубя, символа Святого Духа. Такое изображение Богоматери в центре композиции как олицетворение дома Премудрости — Церкви, через которую Предвечное Слово сошло на землю, возможно, восходит к иконографии храмового образа Софийского собора в Киеве.

Интересной особенностью иконы Русского музея является состав изображений в «облачных» ликах. Частично он совпадает с тем, что представлен на некоторых других иконах Софии Премудрости: это персонажи Ветхого и Нового Завета, богоотцы Иоаким и Анна, отцы Церкви, аскеты и мученики, прославившиеся в первые века христианства. Но среди них иконописец помещает и изображения деятелей русской Церкви. (И. Сосновцева)



Икона
София Премудрость Божия
Вторая половина XV в.

Собор Святой Софии, Новгород



Икона
София Премудрость Божия
Середина XVII в.

Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль



Икона
София Премудрость Божия
Последняя четверть XVII в.

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Икона из Рыбинска повторяет тот вариант иконографии, который известен по храмовой иконе новгородского Софийского собора XV века. Образ огневидного ангела, восседающего на престоле в царских одеждах в круге славы, восходит к пророчеству Исаии об «Ангеле Великого Совета» (Ис. IX, 6) и к пламенному ангелу в Апокалипсисе (Откр. X, 1). Под ногами Ангела-Премудрости — круглый камень, напоминающий о том, что перед нами Господь Вседержитель, о котором сказано: «небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих» (Ис. LXVI, 1). Дом Премудрости, Царство Божие, основано на семи столпах (они видны под престолом), которые символизируют семь даров Святого Духа (Ис. XI, 1–3), семь таинств Православной Церкви, семь апокалиптических церквей (Откр. II–III), семь Вселенских соборов и т. д.


В среднем ярусе, над Ангелом, представлен Христос во плоти как Глава Церкви. Выше, на небесах, изображенных в виде свитка, находится Престол Уготованный (Этимасия) в окружении ангелов. На престоле покоится Евангелие — символический образ Слова Божия, которым все сотворено (Ин. I, 3), и апокалиптической Книги жизни, которую достоин раскрыть Агнец, принесший Себя в жертву для спасения рода человеческого (Откр. V, 1–8).



Икона
София Премудрость Божия
Вторая половина XIX в.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва



Икона
София Премудрость Божия (XVII в)
Лондон, Британский музей



Икона
София Премудрость Божия (ок.1580)
США, Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон




Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.