Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ГРУЗИНСКАЯ / Russian icons The Virgin of Georgia
ИКОНА
Икона
Богоматерь
Одигитрия (в типе «Грузинской»)
Школа:
Новгород (мастерская митрополита Макария) 1530-е годы
Собрание
В. А. Бондаренко, Москва
|
Представленная
на иконе композиция принадлежит одному из многочисленных вариантов
иконографического типа поясной Одигитрии, получившему на Руси условное название
«Богоматери Грузинской».
Для
него характерна поза Младенца, вполоборота повернувшегося к держащей его на
левой руке Матери и скрестившего голени так, что правое колено оказалось чуть
поднятым, а складки гиматия обнажили его опущенные ступни. Особый характер
имеют одеяния Младенца, представленного на иконе как Эммануил. Охристый
свободный с золотым ассистом гиматий наброшен лишь на одно плечо: окутывая
фигуру Иисуса, он оставляет открытым его украшенный киноварным орнаментом белый
хитон, препоясанный широким зеленым поясом и того же цвета полосой клава на
плече.
Одним
из самых характерных признаков рассматриваемого типа является особый рисунок
складок мафория Богородицы, розовая изнанка которого видна в широких,
симметрично откинутых отворотах. Спадая с шеи, плеча и запястья рук, головной
покров Марии обнажает синий хитон и голубой чепец ее одеяний и при этом
образует на внутренней стороне геометрически правильные, параллельные линии
изломов.(Источник: http://icons.pstgu.ru)
Икона
Икона Грузинской Богоматери
Первая
половина XVI в.
Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Происходит
из деревни Бор, Маловишерский район, Новгородская (ныне Ленинградская)
область.
|
На
Руси имя этого Образа Божьей Матери появилось в связи с прославлением грузинского чудотворного
образа, вывезенного в 1625 г. из Персии, куда он, в числе прочих святынь, попал
при покорении Грузии персидским шахом Аббасом I.
В
1625 году она была приобретена Стефаном Лазаревым, приказчиком ярославского
купца Григория Лыткина. В 1629 году, когда приказчик Стефан вернулся в
Ярославль, то купец Лыткин направил икону в Черногорский (Красногорский)
монастырь на реке Пинеге под Архангельском. Там он построил церковь и снабдил
её необходимой утварью и книгами.
Икона
Богоматерь
Грузинская-Иерусалимская
Школа:
Новгород Первая
половина XV в.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
|
После
появления иконы в Красногорском монастыре ей стали приписывать многочисленные
чудотворения. В 1654 году Грузинскую икону привезли в Москву для поновления и
изготовления нового оклада. В тот год в городе была эпидемия чумы и с
привезённым образом связывали ряд исцелений. Так, в благодарность за исцеление
своего сына серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов заказал список с Грузинской
иконы для церкви Святой Троицы в Никитниках, который приписывают кисти Симона
Ушакова.
Из-за
сообщений о чудесах в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича и патриарха
Никона иконе было установлено празднование 22 августа в день её появления в
монастыре. В 1698 году указом было предписано ежегодно приносить Грузинскую
икону в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих
Божией и Ея Богоматери милости». Кроме Архангельска, образ носили в Вологду,
Великий Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь.
Икона
Богоматерь
Одигитрия Грузинская
Школа:
Новгород Первая половина XVI в.
Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург
|
Икона
Грузинская
икона Божией Матери. XVII в. (ц. Воскресения Христова в Сокольниках, Москва)
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас,
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.