Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ГРУЗИНСКАЯ / Russian icons The Virgin of Georgia

ИКОНА
БОЖЬЯ МАТЕРЬ ГРУЗИНСКАЯ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

Икона
Богоматерь Одигитрия (в типе «Грузинской»)
Школа: Новгород (мастерская митрополита Макария) 1530-е годы

Собрание В. А. Бондаренко, Москва

Представленная на иконе композиция принадлежит одному из многочисленных вариантов иконографического типа поясной Одигитрии, получившему на Руси условное название «Богоматери Грузинской».
Для него характерна поза Младенца, вполоборота повернувшегося к держащей его на левой руке Матери и скрестившего голени так, что правое колено оказалось чуть поднятым, а складки гиматия обнажили его опущенные ступни. Особый характер имеют одеяния Младенца, представленного на иконе как Эммануил. Охристый свободный с золотым ассистом гиматий наброшен лишь на одно плечо: окутывая фигуру Иисуса, он оставляет открытым его украшенный киноварным орнаментом белый хитон, препоясанный широким зеленым поясом и того же цвета полосой клава на плече.

Одним из самых характерных признаков рассматриваемого типа является особый рисунок складок мафория Богородицы, розовая изнанка которого видна в широких, симметрично откинутых отворотах. Спадая с шеи, плеча и запястья рук, головной покров Марии обнажает синий хитон и голубой чепец ее одеяний и при этом образует на внутренней стороне геометрически правильные, параллельные линии изломов.(Источник: http://icons.pstgu.ru)

Икона
Икона Грузинской  Богоматери
Первая половина XVI в.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Происходит из деревни Бор, Маловишерский район, Новгородская (ныне Ленинградская) область.

На Руси  имя этого Образа Божьей Матери  появилось в связи с прославлением грузинского чудотворного образа, вывезенного в 1625 г. из Персии, куда он, в числе прочих святынь, попал при покорении Грузии персидским шахом Аббасом I. 
В 1625 году она была приобретена Стефаном Лазаревым, приказчиком ярославского купца Григория Лыткина. В 1629 году, когда приказчик Стефан вернулся в Ярославль, то купец Лыткин направил икону в Черногорский (Красногорский) монастырь на реке Пинеге под Архангельском. Там он построил церковь и снабдил её необходимой утварью и книгами.

Икона
Богоматерь Грузинская-Иерусалимская
Школа: Новгород Первая половина XV в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

После появления иконы в Красногорском монастыре ей стали приписывать многочисленные чудотворения. В 1654 году Грузинскую икону привезли в Москву для поновления и изготовления нового оклада. В тот год в городе была эпидемия чумы и с привезённым образом связывали ряд исцелений. Так, в благодарность за исцеление своего сына серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов заказал список с Грузинской иконы для церкви Святой Троицы в Никитниках, который приписывают кисти Симона Ушакова.


Из-за сообщений о чудесах в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона иконе было установлено празднование 22 августа в день её появления в монастыре. В 1698 году указом было предписано ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Кроме Архангельска, образ носили в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь.

Икона
Богоматерь Одигитрия Грузинская
Школа: Новгород Первая половина XVI в.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Икона
Грузинская икона Божией Матери. XVII в. (ц. Воскресения Христова в Сокольниках, Москва)




Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, 

ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.