Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ШУЙСКАЯ-СМОЛЕНСКАЯ / Russian icons The Virgin of the Shuisk-Smolensk

ИКОНА
БОЖЬЯ МАТЕРЬ ШУЙСКАЯ-СМОЛЕНСКАЯ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

Богоматерь Шуйская-Смоленская
с избранными святыми
Середина XIX века (Оклад 1859 год)
Владимир

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Сказание об иконе «Богоматери Шуйской» повествует, что в 1654 году в разгар эпидемии чумы в городе Шуе иконописцу Герасиму Тихоновичу Иконникову был заказан образ «Богоматери Одигитрии Смоленской» для Воскресенской церкви. После того, как икона была завершена и установлена в местном ряду, эпидемия закончилась. Массовые исцеления в 1666 году, подтвержденные комиссией, присланной царем Алексеем Михайловичем, принесли ей широкую известность.
 На иконе из собрания Музея имени Андрея Рублева «Богоматерь Шуйская» представлена в окружении избранных святых, поддерживающих чудотворный образ. Младенец Христос словно опускает свою левую ножку за иконную раму. Такая художественная игра с пространством, характерная для духа барокко, вновь стала актуальна около середины XIX столетия.

Богоматерь Одигитрия Смоленская Шуйская
Конец XVII в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

По традиции, прославленные и чудотворные иконы Богоматери, особенно в типе Одигитрии, именовались по названиям городов. Образ Богоматери Смоленской Шуйской представляет собой один из вариантов Одигитрии, восходящий к протографу XV века — иконе местного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
 По свидетельству рукописного «Сказания о чудесах бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери», составленного в 1667 году, образ Богоматери, написанный по предложению благочестивого горожанина, остановил эпидемию моровой язвы, поразившей в 1654 году город Шую. Необычность иконографии нового образа Богоматери в «Сказании...» объяснена первым чудом от иконы. Каждый раз, вопреки попыткам художника написать каноническое изображение Богоматери Смоленской — одного из самых строгих и торжественных типов Одигитрии, где Младенец представлен фронтально, с жестом благословения, — положение рук и ног младенца Христа чудесным образом изменялось. Иконописец должен был подчиниться таинственному предначертанию.
Традиционное поясное изображение Богоматери с младенцем Христом на левой руке приобрело необычные подробности. Обнаженная, согнутая в колене правая нога Христа высоко поднята и опирается на колено левой ноги, которую поддерживает опущенная вниз рука Богоматери. Левой рукой Младенец касается обнаженной ступни. В поднятой правой руке он держит свернутый свиток.

Шуйская-Смоленская икона Богоматери
Федотов Федор
Школа: Павлово на Оке 1764 г.
Музей икон Пресвятой Богородицы, с. Исаково, Солнечногорский район, Московская область, Россия

Жесты правой руки Богоматери и левой руки Младенца на иконах типа «Шуйской», не традиционные для русской иконографии, имеют прототипы в западной живописи. Одним из ранних примеров жеста руки Богоматери, прикрывающей ступню обнаженной ноги Младенца, является изображение тронной «Мадонны с Младенцем» 1261 года работы Коппо ди Марковальдо из церкви Санта Мария деи Серви в Сиене, повторенное затем с некоторыми вариантами в итальянских памятниках XIII–XIV веков.
Жест Младенца, касающегося рукой пятки поднятой ноги, наиболее выражен в произведении Барнабы да Модена «Мадонна с Младенцем» 1367 года (Штеделевский институт искусств во Франкфурте-на-Майне). Но сочетание в одном изображении жеста руки Богоматери, прикрывающей подошву ноги Младенца, и жеста руки Христа, закрывающего рукой пятку своей ноги, известно лишь в православной иконографии.


Шуйская-Смоленская икона Богоматери
Конец XVIII в., кузов — конец XVII в., оклад — начало XIX в.
Собрание А. Д. Липницкого, Россия


Богоматерь Шуйская – Смоленская со св. Троицей и избранными святыми на полях. Середина-конец XVI
Государственный Исторический музей, Москва


Богоматерь Шуйская – Смоленская
XVI  век
Школа: Псков
Государственная Третьяковская галерея, Москва






Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас, 

ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.