Русские иконы ОМОВЕНИЕ НОГ / The Washing of the Feet Russian icons

ИКОНА



Икона
Омовение ног
Из праздничного чина
Мастерская Андрея Рублева
Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия

Иконография традиционна. В нижней части композиции слева изображен Христос, облаченный в красный хитон, препоясанный белым широким поясом. Перед ним полукругом в два ряда сидят двенадцать апостолов. У ног Христа стоит золотая купель в форме чаши. Христос, держа полотенце обеими руками, чуть склоняется к апостолу Петру, чтобы отереть ноги ученика. За Петром представлен любимый ученик Христа — юный Иоанн.


Икона
Омовение ног апостолов (ок.1680)
США, Массачусетс, Клинтон, Музей русских икон

Об этом событии повествует Евангелие от Иоанна (Ин. 13 : 4–11). Там говорится, что во время Тайной вечери Иисус встал и начал умывать ноги ученикам. Апостол Петр, недоумевая, сказал, что не позволит ему, т.к. недостоин такой чести. Христос ответил, что смысл происходящего откроется ему позже, и «...если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Тогда Петр с готовностью предложил ему омыть всего себя. Иисус возразил, что этого не нужно, ибо ученики чисты, но не все (подразумевая Иуду). Когда омовение было закончено, Христос объясняет апостолам: «...если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу».
Иконография сюжета складывается в византийском искусстве в IX–XII веках. В древнерусской живописи в XV веке, в связи с появлением высокого иконостаса, иконы «Омовение ног» иногда включались в праздничный чин.

Икона
Умовение ног
Государственная Третьяковская галерея
Изображение воспроизводится по изданию: София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: [Каталог]. М.: Радуница, 2000.

Христос, стоящий слева в перепоясанной красной одежде, подняв окруженную золотым нимбом голову, вытирает белым платом обнаженные до колен ноги Петра, сидящего с другими тремя апостолами на высокой скамье. Справа стоят еще два апостола, остальные сидят на низкой лавке на переднем плане. Апостолы разуваются. У ног Христа — купель с темно-зеленой водой. Вохрение по оливковому санкирю светло-коричневой охрой. Цвета одежд неярких тонов — красные, бледно-зеленые, желтые. Здания (башня, стена и палаты) светлые, сиреневые, бледно-зеленые и охряные. На фоне следы золота. Фон и поля плохой сохранности (много вставок более позднего левкаса)

Икона
Омовение ног
Из праздничного чина Ок. 1497 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,

Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Поступила в 1922 году из Кирилло-Белозерского монастыря.

Икона
Омовение ног апостолам
Из праздничного чина
Школа: Галич Первая четверть XVIII в.

Солигаличский филиал Костромского музея-заповедника, Россия

Икона из праздничного чина иконостаса церкви Илии Пророка села Верхний Березовец.


Икона
Омовение ног. Школа: Новгород, 15в.
©Государственный Эрмитаж


Икона
Омовение ног. Невьянск. XIX век


Икона
Омовение ног. XVI в.
Дерево, темпера. Оклад - серебро, басма, золочение, эмаль.
 Главный иконостас Софийского собора в Новгороде




Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас,  


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.