Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ КИККСКАЯ / Russian icons Eleousa of Kykkos

ИКОНА
БОЖЬЯ МАТЕРЬ КИККСКАЯ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст


Киккская икона Божьей Матери, роспись мозаикой стен Киккского монастыря
Кипр


Икона не исследована. Возраст Киккской иконы, достоверность изображений на известных списках, в том с числе, мозаики на стене монастыря подтвердить не представляется возможным, поскольку на исходной иконе красочный слой скрыт с 1576 года под серебряным с позолотой окладом, который в свою очередь покрыт завесой (покровом) с золотым шитьем.


Икона
Богоматерь Киккская
Ушаков Симон Федорович 1668 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Согласно церковному преданию, первую икону Божией Матери Милостивой Киккской написал евангелист Лука для христиан Египта. В период иконоборческих гонений она была отправлена в Византию, но в пути корабль с иконой захватили сарацины. Греки, взявшие сарацин в плен, в 980 году перенесли образ Богоматери в Константинополь. Наименование «Киккская» икона получила от горы Киккос на северо-западе острова Кипр, куда ее отослал император Алексей Комнин (1082–1118) по велению явившейся ему во сне Богородицы и по просьбе правителя Кипра Мануила Вутомита. На Кипре был построен монастырь в честь этой иконы, где она, прославившаяся многочисленными чудесами, пребывает и по сей день. На протяжении многих веков святыня скрыта от глаз завесой, которую не дерзают приоткрывать даже церковные иерархи. Празднование иконе установлено 12/25 ноября и 26 декабря / 8 января.


Икона
Богоматерь Киккская
Тюменев Леонтий Яковлевич 1693 г.
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Исследователи, как правило, относят Киккскую икону к особой разновидности «Умиления» — «Взыграние Младенца». Ее главная отличительная особенность — сложная поза сидящего на руках Богоматери Младенца Христа, ноги которого повернуты в одну сторону, а корпус и голова — в другую. Правой рукой Он касается ярко-розового мафория Богоматери, а в левой, опущенной, держит свиток, на котором начертан текст пророчества Исайи: «ДУХ ГОСПОДЕНЬ НА МНЕ ЕГОЖЕ РАДИ ПОМАЗАМЯ БЛГОВЕСТИТИЕ» (Ис. LXI, 1; Лк. IV, 18).


Икона
Киккская икона Богоматери
Ушаков Симон Федорович 1675 г.
Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир


Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Часть Фотографий образов с сайта: Христианство в искусстве https://www.icon-art.info/index.php?lng=ruРелигия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.