Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ПЕТРОВСКАЯ / Russian icons The Petrovskaya Virgin
Икона
Петровская
икона Божьей Матери 14 век
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Из
собрания С.Рябушинского.
|
Изображение
погрудное. Голова Богоматери склонена влево. Левой рукой она обнимает за плечи
чуть повернутого к ней младенца. В левой руке младенца — свиток. Древнейшая
икона Богоматери Петровской была, по преданию, написана Петром митрополитом
(ум. в 1326 г.), по имени которого и была названа. В дальнейшем многие иконы
этого перевода приписывались руке Петра Митрополита.
Икона
Петровская
икона Божьей Матери кон.13 века
Успенский
собор Московского Кремля
|
Согласно
житию митрополита Петра (самая ранняя редакция относится к 1327 году) он был
иконописцем и написал эту икону в бытность игуменом Спасо-Преображенского
монастыря на Волыни. Икона была преподнесена им в дар митрополиту Максиму,
который принёс её во Владимир, где находилась кафедра Киевских митрополитов.
После смерти Максима в 1305 году начался спор за место первосвятителя Киевской
мирополии: галицкий князь Юрий Львович направил в Константинополь Петра, а
Михаил Ярославич Тверской — игумена Геронтия. Последний взял с собой в дорогу
образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима.
Константинопольский
патриарх Афанасий поставил новым митрополитом Киевским и всея Руси Петра и
отдал ему написанную им икону Богородицы, бывшую у Геронтия. Пётр перенёс её
вначале во Владимир, а в 1325 году когда кафедра митрополита стала
располагаться в Москве поместил её в Успенском соборе Московского Кремля. В
источниках XV века икона называлась «животворивой» и вероятно помещалась у
гроба святителя Петра и упоминается в летописных рассказах о спасении Москвы от
врагов. Петровская икона особо почиталась московскими первосвятителями — её
носили перед ними на крестных ходах, приносили на поклонение к их гробницам.
Икона
Петровская
Богоматерь 1915г.
©
Государственный Эрмитаж
|
Икона
Патриаршая
Петровская икона Божией Матери
Высоко-Петровский
мужской монастырь, Москва
|
Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя. Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.