Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ПЕТРОВСКАЯ / Russian icons The Petrovskaya Virgin


БОЖЬЯ МАТЕРЬ ПЕТРОВСКАЯ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ


Икона
Петровская икона Божьей Матери 14 век
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из собрания С.Рябушинского.

Изображение погрудное. Голова Богоматери склонена влево. Левой рукой она обнимает за плечи чуть повернутого к ней младенца. В левой руке младенца — свиток. Древнейшая икона Богоматери Петровской была, по преданию, написана Петром митрополитом (ум. в 1326 г.), по имени которого и была названа. В дальнейшем многие иконы этого перевода приписывались руке Петра Митрополита.

Икона
Петровская икона Божьей Матери кон.13 века
Успенский собор Московского Кремля

Согласно житию митрополита Петра (самая ранняя редакция относится к 1327 году) он был иконописцем и написал эту икону в бытность игуменом Спасо-Преображенского монастыря на Волыни. Икона была преподнесена им в дар митрополиту Максиму, который принёс её во Владимир, где находилась кафедра Киевских митрополитов. После смерти Максима в 1305 году начался спор за место первосвятителя Киевской мирополии: галицкий князь Юрий Львович направил в Константинополь Петра, а Михаил Ярославич Тверской — игумена Геронтия. Последний взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима.
Константинопольский патриарх Афанасий поставил новым митрополитом Киевским и всея Руси Петра и отдал ему написанную им икону Богородицы, бывшую у Геронтия. Пётр перенёс её вначале во Владимир, а в 1325 году когда кафедра митрополита стала располагаться в Москве поместил её в Успенском соборе Московского Кремля. В источниках XV века икона называлась «животворивой» и вероятно помещалась у гроба святителя Петра и упоминается в летописных рассказах о спасении Москвы от врагов. Петровская икона особо почиталась московскими первосвятителями — её носили перед ними на крестных ходах, приносили на поклонение к их гробницам.


Икона
Петровская Богоматерь 1915г.
© Государственный Эрмитаж


Икона
Патриаршая Петровская икона Божией Матери
Высоко-Петровский мужской  монастырь, Москва





Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас.    


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.