Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ТОЛГСКАЯ / Russian icons The Virgin of the Tolga


ИКОНА
БОЖЬЯ МАТЕРЬ ТОЛГСКАЯ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

Икона
Большая икона Толгской Богоматери
(так называемая Толгская I)
Школа: Ярославль Последняя четверть XIII в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из Воздвиженской церкви Толгского монастыря близ Ярославля

По-видимому, большая икона Толгской Богоматери была особо почитаемым образом, так как существуют две ее полуфигурные реплики: так называемые «Толгская II» и «Толгская III».

Эта икона названа Толгской обнаружившими ее искусствоведами условно, по монастырю, где этот памятник был найден. В русской иконографии Толгской называется поясная Богоматерь из Введенского собора того же монастыря. Каноничность поясной композиции подтверждается копией Богоматери Толгской 1744 г., письма Ивана Андреева из Высоко-Петровского монастыря в Москве, теперь в ГИМ.

В представленном  Образе Богоматерь представлена на троне. Поддерживая обеими руками стоящего на ее коленах младенца, Мария склоняет к нему голову. Иисус обнимает ее, прижимаясь к щеке матери. В верхних углах — ангелы в рост, предстоящие Богоматери с покрытыми одеждой руками. В одеждах сочетаются кубово-синий и коричнево-красные цвета двух оттенков.

Икона
Малая икона Толгской Богоматери
(так называемая Толгская II)
Ярославский художественный музей, Ярославль

Икона «Толгская-II» из Ярославского художественного музtя – это как бы укороченный Образ вариант «Толгская-I». Считается, что именно эта икона явилась в 1314 году епископу Ростовскому и Ярославскому Прохору, когда он ездил к своей пастве и остановился на правом, заселенном берегу Волги. Ночью, епископ проснулся от яркого света на другом берегу реки, куда вел неизвестно откуда взявшийся мост. Прохор перешел на другой берег, и нашел там икону Богоматери с Младенцем, от которой исходил чудный свет. Епископ помолился и вернулся обратно. Утром все узнали о чуде. На том берегу реки нашли икону и забытый епископский посох. На этом месте, где обнаружили икону, была заложена церковь, а позднее возникла Толгская обитель. 

Икона
Богоматерь Толгская
(так называемая Толгская III)
Школа: Ярославль Ок. 1327 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Икона
Богоматерь Толгская с клеймами
(с изображениями событий из истории Толгского монастыря)
Школа: Ярославль 1655 г.

Ярославский художественный музей, Ярославль




Икона
Толгская икона Богоматери, с чудесами и избранными святыми
Первая половина XVIII в.

Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов
Происходит из церкви Богоматери Одигитрии в Ростове.




Клейма:
1.Явление иконы епископу Трифону
2.Обретение посоха епископа Трифона
3.Основание Толгского монастыря
4.Основание Толгского монастыря
5.Избавление иконы от пожара
6.Воскрешение отрока вельможи Никиты
7.Исцеление царя Ивана Васильевича
8.Исцеление московского купца Леонтия
9.Архангел Михаил
10.Архангел Гавриил
11.Святитель Модест Иерусалимский
12.Святитель Власий Севастийский


Икона
Толгская икона Богоматери 1755г.
Школа: Ярославль
Третьяковская Галерея, Москва


Икона
Богоматерь Толгская в ризе. Кирилло-Белозерский монастырь




Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 



ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.