Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ ВЗЫГРАНИЕ МЛАДЕНЦА / Russian icons The Virgin of Vzygnaiye Mladentsa

ИКОНА
БОЖЬЯ ВЗЫГРАНИЕ МЛАДЕНЦА
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

Икона
Икона Богоматери «Взыграние Младенца»
Школа: Москва Вторая четверть XVIII в.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург, Россия

Икона «Богоматерь Взыграние Младенца» относится к одному из вариантов иконографического типа Умиления. По мнению исследователей, этот вариант окончательно складывается к XIII веку (некоторые наиболее ранние изображения Богоматери Взыграние Младенца сохранились в Македонии, где они были известны под названием Пелагонитиссы). На Руси эта иконография распространилась в XVI–XVII веках.

Характерной особенностью подобных изображений является поза Младенца Христа. В порыве энергичного движения Христос запрокидывает голову. При этом лики Богоматери и Младенца оказываются предельно сближенными и соприкасаются щеками. Правой рукой Христос словно хватает Богоматерь за щеку. Младенец облачен в короткую одежду, оставляющую открытыми его руки и ноги. Обнаженная плоть Младенца символизирует грядущую крестную смерть Христа, уподобившегося непорочному жертвенному агнцу.

Икона
Богоматерь Взыграние Младенца
С преподобными Григорием Декаполитом и Евдокией на полях
Ярославский художественный музей, Ярославль


Икона
Богоматерь «Взыграние Младенца» с Акафистом
Богатыревы — мастерская
Школа или худ. центр: Невьянск 1800–1810-е гг.

Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург


Икона
Богоматерь Взыграние Младенца


Икона
Богоматерь Взыграние Младенца
список 1814 года чудотворной Угрешской иконы.




Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
http://icons.pstgu.ru
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.