Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ О ВСЕПЕТАЯ МАТИ / Russian icons The Virgin “O Mother All-Glorified”

ИКОНА
БОЖЬЯ МАТЕРЬ О ВСЕПЕТАЯ МАТИ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст

Икона
Богоматерь «О Всепетая Мати»
Школа: Москва (?) XVIII в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Происходит из Сергиевского придела церкви Успения на Апухтинке в Москве.

Отличительными особенностями иконы из собрания Третьяковской галереи являются изображение Марии без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца. Одеяние Христа подчеркивает «страстное» восприятие образа: Он облачен только в набедренный плат и гиматий, который на данной иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа. Обращает на себя внимание и то, что помимо 13-го кондака на кайме мафория Богоматери помещены слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной воеводе победительная, яко избавляшеся от злых, благодарст...».

Икона
Богоматерь «О Всепетая Мати»
Дьяков Иван. Школа: Яренск 1733 г.
Яренский районный краеведческий музей, Россия

По иконографии Арапетская икона принадлежит к типу Одигитрия. Младенц Христос находится на левой руке Богоматери, на нём красные одежды, верхняя часть туловища и обе ножки обнажены. На ряде списков в правой руке Иисуса находится свиток. На мафории Богородицы на месте традиционных звёзд помещены лики ангелов, а по кайме вышит текст последнего икоса акафиста Божией Матери («О, Всепетая Мати»).

Икона
Богоматерь «О Всепетая Мати»
Часьное собрание

Икона
Богоматерь Аравийская (Арапетская, или «О, Всепетая Мати»)
Вторая треть XIX в.
Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва

По церковному преданию икона была явлена во время служения апостола Фомы в Аравии


Икона
Богоматерь «О Всепетая Мати»
Школа: Палех Середина XIX в.
Государственный музей палехского искусства, Палех



Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Фотографии образов с сайта: Христианство в искусстве https://www.icon-art.info/index.php?lng=ruРелигия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.