Русские иконы БОЖЬЯ МАТЕРЬ О ВСЕПЕТАЯ МАТИ / Russian icons The Virgin “O Mother All-Glorified”
ИКОНА
*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст
Икона
Богоматерь
«О Всепетая Мати»
Школа:
Москва (?) XVIII в.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва, Россия
Происходит
из Сергиевского придела церкви Успения на Апухтинке в Москве.
|
Отличительными
особенностями иконы из собрания Третьяковской галереи являются изображение
Марии без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца.
Одеяние Христа подчеркивает «страстное» восприятие образа: Он облачен только в
набедренный плат и гиматий, который на данной иконе имеет уникальную «облачную»
форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа. Обращает на себя
внимание и то, что помимо 13-го кондака на кайме мафория Богоматери помещены
слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной воеводе победительная,
яко избавляшеся от злых, благодарст...».
Икона
Богоматерь
«О Всепетая Мати»
Дьяков
Иван. Школа: Яренск 1733 г.
Яренский
районный краеведческий музей, Россия
|
По
иконографии Арапетская икона принадлежит к типу Одигитрия. Младенц Христос
находится на левой руке Богоматери, на нём красные одежды, верхняя часть
туловища и обе ножки обнажены. На ряде списков в правой руке Иисуса находится
свиток. На мафории Богородицы на месте традиционных звёзд помещены лики
ангелов, а по кайме вышит текст последнего икоса акафиста Божией Матери («О,
Всепетая Мати»).
Икона
Богоматерь
«О Всепетая Мати»
Часьное собрание
|
Икона
Богоматерь
Аравийская (Арапетская, или «О, Всепетая Мати»)
Вторая
треть XIX в.
Государственный
научно-исследовательский институт реставрации, Москва
По церковному преданию икона была явлена во время служения апостола Фомы
в Аравии
|
Икона
Богоматерь
«О Всепетая Мати»
Школа:
Палех Середина XIX в.
Государственный
музей палехского искусства, Палех
|
ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон"
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004. Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.