Русские иконы СПАС НЕДРЕМАННОЕ ОКО / Russian icons the Unsleeping Eye (Nedremanoe oko)

ИКОНА
СПАС НЕДРЕМАННОЕ ОКО
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст

Икона
Спас «Недреманное Око» 16в.
Музей икон, Реклингхаузен, Мюнхен


Икона
Спас «Недреманное Око» 16в.
Школа: Москва
Музеи Московского кремля

Источником создания этой сложной композиции были тексты Псалтири и других библейских книг, вдохновлявшие церковных гимнографов. Наиболее ранние изображения датируются XI–XII веками. Наименование композиции в русской живописи указывает на то, что это образ Бога, наблюдающего за миром и хранящего свой народ: «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя. Не дремлет и не спит хранящий Израиля» (Пс. 120 : 2–4); «...Он слышит меня со святой горы Своей» (Пс. 3 : 5). Не случайно такие изображения имеют охранительный характер, и в монументальной живописи они чаще всего располагаются над входом в храм.

Покоящийся на ложе Христос изображен спящим и бодрствующим, что символизирует двуединство его человеческой и божественной природы. Смертное ложе, на котором изображен Христос-отрок, получает значение алтаря, на котором приуготовлена жертва, дающая начало спасению всего мира. О роли Богородицы в деле спасения говорит один из ее символов — процветшая ветвь в руках ангела. 

Икона
Спас Недреманное Око, с избранными святыми
©Государственная Третьяковская Галерея


Икона
Спас Недреманное Око 17в.
©Муромский историко-художественный музей, Муром


Икона
Спас Недреманное Око нач. 20в
©Государственный музей палехского искусства, Палех


Икона
Спас Недреманное Око 16в.
© Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.