Русские иконы СТЕНОПИСЬ АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля / WALL-PAINTING The Archangel Cathedral The Moscow Kremlin

СТЕНОПИСЬ (ФРЕСКИ) АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст

Фото
Архангельский собор Московского Кремля
© Музеи Московского Кремля

Роспись храма изначально была задумана как живописное оформление некрополя московского правящего дома. Изображенные здесь московские князья, первый ярус стенописи,  и их предки, нижние ярусы столпов,  находятся под защитой небесных сил, представленных в куполах, на сводах, верхних ярусах столпов и стен здания.

К середине XVII столетия стенопись времени царя Ивана IV сильно обветшала. Существующая ныне настенная роспись Архангельского собора была выполнена в 1652–1666 годах, в правление царя Алексея Михайловича. Перед началом работ было составлено описание композиций с указанием их местонахождения, что помогло сохранить идейный замысел и систему фресок XVI века. 

Отечество
Фреска в центральном куполе
Архангельский собор
© Музеи Московского Кремля

По традиции вся стенопись разбита на отдельные пояса.  В куполах, в барабанах представлены силы небесные, пророки, праотцы. На сводах – сюжеты из Нового Завета, связанные с земной жизнью Христа. Ниже – апостолы, святые угодники, воины-мученики, а также сцены чудес архангела Михаила, которому посвящен храм. Тема прославления архангелов  раскрыта с большой полнотой: она начинается в куполах, расположенных над боковыми нефами, с поясных изображений архангелов Михаила и Гавриила. В тимпанах северной и южной стен, слева и справа от иконостаса, развернуты композиции, которые именуются «соборами архангелов». Наконец, этой теме посвящена значительная часть росписи северной и южной стен собора. За иконостасом представлены традиционные сюжеты, объясняющие символику литургии и причастия. Над алтарем – композиции Богородичного цикла, в том числе «Успение Богоматери».

«Верую во единаго Бога Отца...».
Фрагмент фрески на юго-западном своде.
Архангельский собор
© Музеи Московского Кремля

В центральном куполе, на месте традиционного изображения Христа Вседержителя, расположена композиция Отечество, иллюстрирующая основной догмат о Божественном Триединстве. «Символ веры» размещен частично на сводах и западной стене и вплетен в евангельские сюжеты. В центре главного свода представлена композиция Отечество, иллюстрирующая второй член Символа веры. Сцены Благовещение и Рождество Христово,  находящиеся на южном склоне свода, поясняют третий член: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».
На северном склоне главного свода изображен Первый Вселенский собор, созванный в 325 году в Никее по инициативе императора Константина. На этом соборе был утвержден Символ веры и заключен союз императорской власти с христианством.

В западных куполах помещены поясные образы архангелов Михаила и Гавриила. Считалось, что именно они являются за душой упокоившегося праведника.


4


5


6


4. Никейский собор. Фреска на северном склоне центрального свода.
Архангельский собор
5. Благовещение. Рождество Христово. Фреска на южном склоне центрального свода
Архангельский собор
6. Благовещение. Рождество Христово. Фреска на южном склоне центрального свода
Архангельский собор

7


8


9


7. Стенопись. Роспись столпов  Архангельский собор 
8. Роспись столпов Святая княгиня Ольга. Фреска  на  северо-западном столпе
Архангельский собор
9. Роспись столпов Святой князь Владимир Святославич. Фреска на северо-восточном столпе.

10


11


12


10. Роспись столпов Святой князь Глеб. Фреска  на северо-восточном столпе
11.Святой князь Борис. Фреска на северо-восточном столпе
12. Роспись столпов Святой князь Андрей Боголюбский. Фреска на юго-восточном столпе

13


14


15


13. Роспись столпов Святой князь Георгий Всеволодович. Фреска на юго-западном столпе
14. Роспись столпов Святой князь Александр Ярославич. Фреска на юго-западном столпе
15. Роспись столпов Боярин Федор. Фреска на юго-западном столпе

Поскольку Архангельский собор посвящен предводителю «небесных сил» архангелу Михаилу, на его южной и северной стенах, в четырех ярусах из пяти, расположены композиции, повествующие о деяниях архистратига, первым поднявшегося на  борьбу с падшим ангелом Сатанаилом.
 В этом цикле значительная часть отведена воинской тематике, в которой  отражены решающие победы русского народа в XIV–XV веках: Куликовская битва, падение монголо-татарского ига.

На южной стене в третьем ярусе помещена композиция «Крушение стен Иерихона», в которой рассказывается о первой победе евреев во главе с Иисусом Навином, назначенным «начальником народа» самим Моисеем по велению Божию. Рядом с композицией «Крушение стен Иерихона» располагается «Посечение войска мадианитян израильтянами во главе с Гедеоном». Эта библейская сцена вызывала ассоциации с победами Ивана IV над Казанским и Астраханским царствами, поскольку на Руси татар считали потомками библейских мадианитян.

16


17


18


16. Роспись южной стены Архангельский собор 
17. Крушение стен Иерихона. Фреска цикла «Деяния Архангела Михаила» на южной стене.
18. Посечение войска мадианитян израильтянами во главе с Гедеоном
Фреска цикла «Деяния Архангела Михаила» на  южной стене

19


20


21


19. Чудо о злате. Композиция «Монахи сбрасывают отрока в море». Фреска цикла «Деяния Архангела Михаила» на  южной стене
20. Чудо о злате. Композиция «Отрок находит клад». Фреска цикла «Деяния Архангела Михаила» на южной стене. 1652-1666 гг.
21. Чудо о злате. Композиция «Архангел Михаил и Николай Чудотворец спасают отрока».
Фреска цикла «Деяния Архангела Михаила»  на южной стене.

22


23


24


22. Чудо о злате. Композиция «Возвращение монахов в монастырь». Фреска цикла «Деяния Архангела Михаила» на  южной стене.
23. Чудо о злате. Композиция «Обличение монахов». Фреска цикла «Деяния Архангела Михаила» на южной стене.
24. Роспись северной стены

26


26


27


25. Роспись северной стены 
26. Роспись северной стены Изведение из темницы апостолов Петра и Павла.
Фреска цикла «Деяния архангела Михаила» на северной стене
27. Роспись северной стены. Видение звездного креста императору Константину.
Фреска цикла «Деяния Архангела Михаила» на северной стене

На северной стене продолжен рассказ о деяниях архангела Михаила. В третьем ярусе представлено «Видение звездного креста императору Константину». Оно предвещало победу над Максенцием – последним из императоров Древнего Рима, стремившимся возродить былое величие языческой империи. Именно эта победа Константина определила начало становления христианства как государственной религии. Божественная помощь в борьбе с неверными – основная идея композиций, в которых главным действующим лицом является архангел Михаил, хранитель христианской веры. Один взмах его меча повергает в ужас врагов и вселяет уверенность и спокойствие в ряды поборников истинной веры. Не кто иной, как архангел Михаил был послан к отдыхающему в шатре Константину для истолкования видения звездного креста – знамения победы над язычниками.(ММК)

28


29


30


28. Роспись западной стены
Подробное изображение «Символ веры» впервые получает развитие в росписях московского некрополя, где занимает почти треть всей стенописи. Мощным аккордом звучит она на западной стене собора, плавно переходя сюда с прилагающих сводов. Перед взором созерцающего предстает грандиозная картина мироздания: от Сотворения мира до Страшного суда, на котором будут решаться судьбы всех живых и умерших

29. Страшный Суд. Фреска на западной стене
30. «Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Фрагмент фрески  «Символ веры»  на западной стене.

31


32


33


31. «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Фрагмент фрески «Символ веры» на западной стене.
32. «Чаю воскресения мертвых…». Фрагмент фрески  «Символ веры»  на западной стене.
33. «…Его же Царствию не будет конца» - Слава Царя Небесного. Фрагмент фрески «Символ веры» на западной стене.

34


35


36


34. Михаил Палеолог
35. Андрей Боголюбский
36. Георгий Всеволодович

37


38


39


37. Ярослав Всеволодович
38. Александр Невский
39. Святитель Савва и преподобный Симеон, Сербские чудотворцы


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.