Русские иконы ПРЕПОЛОВЕНИЕ Отрок Иисус беседует с книжниками в Храме / Russian icons Prepoloveniye. Jesus talks with teachers in the Temple

ИКОНА
СРЕТЕНИЕ 
ПРИНЕСЕНИЕ ВО ХРАМ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст


Икона
Преполовение. Отрок Иисус беседует с книжниками в Храме
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов

Преполовение (половина) — название дня, совпадающего с серединой многодневного ветхозаветного праздника «кущей». В христианской церкви название праздника преполовение сохранилось и было приурочено к половине «пятидесятницы», то есть пятидесяти дней, начинающихся от Пасхи и кончающихся Троицыным днем.

В живописи сюжет композиции был заимствован из Евангелия, где говорится, что Христос в двенадцатилетнем возрасте в праздник преполовения беседовал в иерусалимском храме с учителями иудейскими (Лука II, 42–47, Иоанн VII, 14–36). В центре композиции изображается иерусалимский храм, на фоне которого среди учителей сидит юноша Христос.

Икона
Преполовение. Отрок Иисус беседует с книжниками в Храме
Псковский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков


Икона
Преполовение. Отрок Иисус беседует с книжниками в Храме
Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва

Христос Эммануил восседает на престоле с высоким подножием и полукруглой спинкой, который украшен золотым ассистом — это образ трона Соломонова, трона Премудрости. В левой руке он держит свернутый свиток. Жест правой руки не традиционно благословляющий, но как бы призывающий к беседе, выражающий готовность к проповеди.

Вокруг престола сидят иудейские книжники, внимающие Эммануилу. Их позы и жесты передают чувства раздумья и удивления. Действие происходит на фоне белого трехъярусного храма с голубыми кровлями и золотым куполом, который ассоциируется и с храмом Соломона, и с домом Премудрости. Слева и справа возвышаются здания со сложными архитектурными формами, между ними перекинут красный велум. Фон и поля иконы золотые. Вверху на фоне выполнена надпись «Преполовение».


Икона
Преполовение. Отрок Иисус беседует с книжниками в Храме
Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия


Икона
Преполовение. Отрок Иисус беседует с книжниками в Храме
Собрание М. В. Е., Россия


Икона
Преполовение. Отрок Иисус беседует с книжниками в Храме
Государственный музей палехского искусства, Палех


Икона
Преполовение. Отрок Иисус беседует с книжниками в Храме


Икона
Преполовение. Отрок Иисус беседует с книжниками в Храме


Икона
Преполовение. Отрок Иисус беседует с книжниками в Храме
Первая четверть XVIII века.
Иконостас Преображенской церкви о.Кижи.


Икона
Преполовение. Отрок Иисус беседует с книжниками в Храме
Ок. 1800 г Россия (Мстёра)  Частное собрание





Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.