Русские иконы ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ / Russian icons The Transfiguration

ИКОНА
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
КАК ПИШУТ, ЧИТАЮТ ИКОНЫ

*Чтоб пройти по ссылке на другую страницу, необходимо нажать на выделенный синим цветом текст


Икона
Преображение
Школа: Новгород Конец XIV — начало XV вв.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На основе Евангелия (Марк IX, 2–9; Матфей XVII, 1–9; Лука IX, 28–36) иллюстрируется чудесное преображение Христа на горе Фавор перед его учениками Иаковом, Иоанном и Петром. Рассказывается о том, что лицо Христа «просветися яко солнце», «ризы же его быша белые, яко свет» (по Матфею, по Марку «яко снег»). Явились принесенные ангелами пророки Илья и Моисей, которые беседовали с Христом.

Истоки композиции Преображения, известной на Руси с домонгольского периода, восходят к древнехристианскому искусству. Изображаются горки. На горках стоят: в центре, в ореоле света — Христос, по его сторонам — пророки Илья и Моисей, ниже — три пораженных чудом апостола. Часто к основной композиции добавляются сцены: «восхождения» Христа с тремя апостолами на гору и «нисхождение» их с горы. В последних сценах обычно фигуры пишутся меньшего размера и вписываются симметрично по сторонам, между уступами горок. Иногда еще вверху изображаются «носимые» (приносимые) ангелами в облаках пророки Илья и Моисей

Икона
Преображение
Школа: Ростово-Суздальская школа 1390-е
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Преображение — первое явление апостолам Божественной сущности Христа как ипостаси Святой Троицы. Оно прообразует будущее Его воскресение и Второе пришествие. Вместе с тем это событие представляет сообщение Божественной энергии человеческой плоти, что является залогом грядущего преображения человека. Выдающийся византийский богослов XIV века святитель Григорий Палама в слове «На святое Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа...» писал об этом так: «Во время же молитвы Он таким неизреченным образом просиял и неизреченным образом открыл избранным из учеников неизреченный оный Свет, в то время, как при этом присутствовали верховные из Пророков, дабы явить, что молитва является подательницей сего блаженного видения, и дабы мы познали, что чрез приближение к Богу, достигаемое добродетелью, и чрез единение с Ним нашего ума происходит и является оное Осияние, даемое и зримое для всех тех, которые путем усердного доброделания и чистой молитвы, непрестанно простираются к Богу»

Икона
Преображение
Школа: Феофана Грека
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Икона
Преображение
Школа: Псков
Русский музей, Петербург


Икона
Преображение
Школа: Новгород
Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород



Икона
Преображение
Школа: Москва
Музеи Московского Кремля

Церковь Спаса Преображения с монастырем при ней издавна существовала в Кремле, на Боровицком холме (упоминается впервые в 1312 году). В 1488 г. монастырские постройки сгорели, после чего в 1491 г. за пределами Кремля был основан новый монастырь, получивший название Новоспасского, а в Кремле, при великокняжеском дворце вскоре возведена новая каменная церковь Спаса Преображения


Икона
Преображение
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов



Икона
Преображение
Школа: Тверь
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва


Икона
Преображение
Нижегородский художественный музей


Икона
Преображение
Школа: Псков
Псковский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков



Икона
Преображение, с праздниками в 24 клеймах
Первая половина XVI в
Русский музей

Икона была местной в Покровской церкви и хранилась в киоте. Центр иконы занимает композиция Преображения, представленная в распространенном варианте, характерном для искусства развитого XVI века. Христос в белоснежных одеждах изображен явившимся в сиянии Божественной славы ученикам Петру, Иакову и Иоанну на горе Фавор. Ему предстоят пророки Моисей и Илья как свидетели Славы Божией. Справа и слева — сцена восхождения Христа с учениками на гору Фавор и их возвращение. По учению церкви, Преображение Христа было предвестием его будущего Воскресения и второго Пришествия.


Порядок изображения праздников вокруг центральной сцены, в основном, соответствует последовательности праздников года, начинавшегося 1 сентября. («Рождество Богоматери» отмечалось 8/21 сентября). Исключение составляют изображения нижнего ряда, посвященные другим широко известным праздникам. Иконография и подбор сюжетов клейм очень близки двусторонним таблеткам XVI века из Рождественского собора Суздаля, восходящим, в свою очередь, к знаменитым таблеткам Софийского собора в Новгороде.



Клейма:
1. Рождество Богоматери
2. Введение во храм
3. Благовещение
4. Рождество Христово
5. Сретение
6. Крещение
7. Воскрешение Лазаря
8. Вход в Иерусалим
9. Распятие
10. Жены-мироносицы у гроба
11. Воскресение — Сошествие во ад
12. Уверение Фомы
13. Преполовение
14. Вознесение
15. Сошествие Святого Духа
16. Троица
17. Успение Богоматери
18. Воздвижение Креста
19. Покров
20. Рождество Иоанна Предтечи
21. Усекновение главы Иоанна Предтечи
22. Чудо архангела Михаила в Хонех
23. Огненное восхождение пророка Илии
24. Чудо святого Георгия о змие


Икона
Преображение
Архангельский музей изобразительных искусств, Архангельск


Икона
Преображение
Ярославский художественный музей, Ярославль


Икона
Преображение
Школа Великий Устюг
Собрание К. В. Воронина, Россия




Все материалы я брала из книг (старалась выбирать искусствоведческую литературу по технике написания икон), или православных сайтов  для описание икон, ничего от себя не добавляя, не придумывая и не комментируя.  Религия и Вера — это личное дело каждого из нас. 


ИСТОЧНИКИ Список использованной литературы
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2018
Сайт: http://russian7.ru
Сайт: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml
Сайт: https://www.icon-art.info/index.php?lng=ru
Сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия https://www.rublev-museum.ru/
Сайт: Гсударственного исторического музея, Москва, РФ  https://shm.ru/
ГИМ 2006. Государственный Исторический музей : Альбом. — М.: Интербук-бизнес,
Еремина Т.С. "Мир русских икон" 
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории : монография. — М., 1992.
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. — М., 1996
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. Т. 1.
Иконы Мурома 2004.  Иконы Мурома. — М.: Северный паломник, 2004.
Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства— М.: Прогресс, 1994.
ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002. 290 с. ISBN 5-901721-12-8
Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. — М., 1986.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.